Все суета сует... и нет ничего нового под солнцем


Умение создавать врагов было залогом самого существования СССР. Борьбой с врагами можно ведь оправдать все. И, конечно же, советская власть и все ее просчеты в политике и экономике получали обеление в массовом сознании. Огромная роль в этом деле принадлежала пропаганде.

13 июня 1937 года мэтр советской пропаганды А. Н. Толстой спешно продиктовал по телефону статью «Родина!» для газеты «Известия». И уже 14 июня 1937 г. она публикуется. Этот материал надо признать типичным и эталонным для пропаганда советского патриотизма. Толстой воздействует, прежде всего, на эмоции читателей:

«Любовь к родине! – Я иду в смертельный бой за нее, я умираю за величие моей социалистической родины. Я хочу больших дел и большой славы, потому что мои дела и моя слава – дела и слава моей родины. Мне не нужно будет много слов, чтобы узнать врага. Я узнаю его по чуждому блеску глаз, потому что я не какой–то определенный индивид, ищущий своей выгоды. Я – сын, плоть от плоти, кровь от крови моей любимой родины, потому что любовь к родине несет с собой ревнивую бдительность».

Алексей Николаевич Толстой, находясь за границей, отлично понял: кому и где хорошо. Перед эмиграцией он говорил Ивану Бунину:

«Бог свидетель, я бы сапоги теперь целовал у всякого царя! У меня самого рука бы не дрогнула ржавым шилом выколоть глаза Ленину или Троцкому, попадись они мне…»

После возвращения на «историческую Родину» Толстой, благополучному обустройству в Стране Советов и причислению к литературной элите, рассуждает по–иному:

— Я циник, мне на все наплевать! Я – простой смертный, который хочет жить, хорошо жить, и все тут. Мое литературное творчество? Мне и на него наплевать! Нужно писать пропагандные пьесы? Черт с ним, я и их напишу!

Тот же Бунин написал в «Окаянных днях» о Катаеве: ««Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил:

«За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…»

В апреле 1947 г. — центральные газеты, Союз советских писателей, министерство кинематографии, комитет по делам искусств, президиум Академии наук СССР, министерство высшего образования — посвятили в составленный в Управлении пропаганды и агитации ЦК КПСС «Плана мероприятий по пропаганде среди населения идей советского патриотизма».


Согласно плану: В основу работы по воспитанию советского патриотизма должно быть положено указание товарища Сталина, что даже «последний советский гражданин, свободный от цепей капитализма, стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства».

План нацеливал преодолеть «проявление низкопоклонства и раболепия перед буржуазной наукой и культурой со стороны отдельных неустойчивых граждан СССР». Предусматривалось создание фильмов, пьес «о советском патриотизме, о национальной гордости советских людей», а также «о нравах и быте буржуазного общества».

В мае 1947 г. во время встречи с писателями Сталин призовет их бороться «с духом самоуничижения у многих наших интеллигентов», с низкопоклонством перед заграницей. Не надеясь на идеологию, Сталин начал расправу над работниками творческой интеллигенции. Многие ведущие деятели советской культуры были обвинены в «идеологической ереси». Разгром, учиненный советской генетике, когда почти все крупные ученые были подвергнуты репрессиям, обосновывали усилением «идеологической борьбы двух миров».


Пропаганда представляла Иосифа Сталина преемником Владимира Ленина, мудрым вождем, коему советский народ обязан всеми своими свершениями, борцом за мир, патриотом и интернационалистом. Газеты публиковали отретушированные фотографии руководителя партии и государства: высокий человек с гладким лицом, отец нации, скромный в своем величии и мудрости. Встреча с оригиналом — человеком низкого роста, редкими волосами, оспинами на лице, который мог быть грубым, невежественным и беспощадным, производила противоречивое впечатление: смесь почтения и обожания, страха и удивления; а некоторые с первого взгляда его не узнавали.

Сталин отгородился от народа и, никуда не выезжая, знал о жизни страны по кинофильмам и докладам Берии и секретарей.
_________________________

Стоят преступники в аду — кто в крови, кто в пламени горит.
Данте, обходя владения дьявола, видит:
один из самых страшных негодяев стоит в крови лишь по колено.
Удивился Данте, подошел, узнал Л.Берия:
— Почему так мелко, Лаврентий Павлович?
— А я на плечах Иосифа Виссарионовича...
(По мотивам "адской" части "Божественной комедии" великий флорентийца Данте)
_________________________

По завершении Великой Отечественной войны Иосиф еще 8 лет продолжал репрессии. «После войны, — свидетельствует Н.Хрущев, — мы возвращаемся к мясорубке 1937 г, указания о необходимости расширения людской мясорубки давались лично Сталиным».

Кроме репрессий, в 1946–1947 гг. унёсли из жизни около миллиона человек только из–за голодомора. Демографические потери превысили два миллиона людей.

26 ноября 1948 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Великой Отечественной войны», что показало полное нежелание государства (то есть Сталина) считаться с человеком, пренебрегать его правами и свободами, требовать от него полного подчинения и преклонения. Именно для этой цели и была создана репрессивная системы запугивания и террора.

А.Микоян отмечал: «В последние годы жизни память Сталина сильно ослабла».
Стареющий диктатор в умственном отношении становился апатичными, способ его мышления — ретроградным, он упорно цеплялся за старые методы и отличался негибкостью в принятии решений – виной этому была тяжелая форма атеросклероза. Поэтому в его поведении на мировой арене было меньше идеологии, а больше подавляемых страхов и сомнений, которые переходили со временем в учащавшиеся депрессии в форме маниакальных фобий и нервных срывов, напоминавших вспышки паранойи.

В 1948 г. Л.Берия и Г.Маленков обвинили Н.Вознесенского, А.Кузнецова, П.Попкова и др. в организации в Ленинграде враждебной группы, ставящей целью оторвать парторганизацию Ленинграда от Москвы и СССР, сделать Ленинград столицей РСФСР. Серия судебных процессов против партийных и советских руководителей вылилась в «Ленинградское дело». В ходе процессов обвиняемым «пришили» измену Родине, намерения превратить ленинградскую парторганизацию в опору для борьбы с ЦК и отторгнуть Ленинградскую область от СССР. Обвиняемых 30.09.1949 г. приговорили к расстрелу, что исполнили в тот же день. Всего репрессировано более 2000 человек, 200 из них расстреляли. «Ленинградское дело» — было результатом продолжающегося предательства Иосифа по отношению к коллегам по партии. Уже в 1954 г. все репрессированные были амнистированы, в том числе посмертно.

Паранойя Сталина отразилась и на его отношении к родне: он репрессировал 10 родственников, из которых 5 погибли. — Он расстрелял шурина Н.Сванидзе; расстрелял свояка С.Реденса; жену сына Якова артистку балета Юлию (Юдифь) Исааковну Мельцер в 1941–м арестовали как «жену предателя», освободив лишь в 1943–м после гибели мужа; арестовал сестер жены.

– С.Алилуева спросила: в чем вина теток?
Иосиф пояснил: «Знали слишком много». Дочь пыталась связать жизнь с 37–летним мужчиной, Иосиф приказал арестовать его и отправить его в лагеря по обвинению в шпионаже. История взаимоотношений Иосифа с родней полна трагедий. Сын Яков погиб 14.04.1943 г. в фашистском концлагере, отвергнутый отцом. Сын — Василий, испорченный кремлевскими льстецами стал хроническим алкоголиком. Светлана постепенно порывает и с ним, и с созданным им режимом.

С.Алилуева вспоминала: «В конце 1948 года поднялась новая волна арестов. Попали в тюрьму мои тетки — вдова Павлуши, вдова Реденса. Попали в тюрьму и все их знакомые. Арестовали и отца моего первого мужа — старика И. Г. Морозова. Потом пошла кампания против «космополитов», и арестовали еще массу народа. Арестовали и Полину Семеновну Жемчужину — не убоявшись нанести такой страшный удар Молотову. Арестовали А. Лозовского. Убили Михоэлса. Они все обвинялись в том, что входили в «сионистский центр».

«Сионисты подбросили и тебе твоего первого муженька», — сказал мне некоторое время спустя отец.

«Папа, да ведь молодежи это безразлично, — какой там сионизм?» — пыталась возразить я.

«Нет! Ты не понимаешь! — сказал он резко — сионизмом заражено все старшее поколение, а они и молодежь учат...».


08.05–18.07.1952 г. — проходил процесс «Дело Еврейского антифашистского комитета». Перед Военной коллегией Верховного суда СССР предстали 15 членов распущенного в 1948 г. ЕАК — ученые, врачи, литераторы. Они обвинялись, что превратили ЕАК в «шпионский и националистический центр» и намеревались отторгнуть от СССР Крым и создать там еврейскую республику. Политбюро ЦК КПСС еще в апреле 1952 г. утвердило им расстрельный приговор. – Процесс говорил о начале нового витка массовых репрессий. После процесса «сионистских шпионов» Сталину мерещились сионистские заговорщики. Таким заговорщиком в его глазах был каждый еврей и каждый русский, если он женат на еврейке. Иосиф выявлял у них коммунистов еврейских бабушек, дедушек или внуков.

А. Авторханов утверждает (не приводя никаких источников), что якобы Берия был полуевреем, или точнее, что якобы так считал Сталин.

Когда Сталин, напоминая пленуму ЦК «ленинградское дело», «сионистское дело», «грузинское дело», стал разбирать членов Политбюро по косточкам, копаясь в их исторических, политических и генеалогических грехах, то выяснилось: из 11 членов Политбюро 5 оказались еврейскими родственниками (Молотов, Маленков, Ворошилов, Хрущев, Андреев), один — евреем (Каганович), один — «полуевреем» (Берия), два — причастными к «ленинградской мафии» (Косыгин и Микоян; сын последнего был женат на дочери Кузнецова), только один человек оказался чистым — безвредный и бесцветный Булганин.

Круг международного заговора сионистов против коммунизма замыкался — Иосиф шел по стопам А.Гитлера, твердившего о «заговоре мирового еврейства».


Н.Хрущев рассказывал: «После войны Берия стал членом Политбюро, и Сталин начал тревожиться о его растущем влиянии. Более того, Сталин начал бояться его. Я тогда не знал, какие причины для этого, но позднее, когда была раскрыта вся машина Берия по уничтожению людей, все стало ясно. Практические средства по достижению целей Сталина находились в руках Берия. Сталин осознал, что если Берия способен уничтожить любого человека, на которого он укажет ему пальцем, то он, Берия, может уничтожить и любого другого по собственному выбору. Сталин боялся, что он окажется таким первым лицом, которого выберет сам Берия».

В 1951–1952 гг. в Грузии раскрутили «мингрельское дело» и Иосиф многозначительно намекнул: «Ищите большого мингрела». Берия тоже был уроженцем Мингрелии — этнической области в Западной Грузии.

С 1948 года в Советском Союзе и на Западе циркулировали упорные слухи о готовящейся депортации евреев. Усиливавшиеся с каждой новой антисемитской акцией, эти слухи достигли апогея после публикации сообщения ТАСС от 13 января 1953 года «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров–врачей».
Началось дело «врачей–убийц». Были арестованы ведущие специалисты советской медицины: академик В.Виноградов, профессор М.Вовси и многие другие. Это дело Иосиф не успел довести до конца, враги остались живы. В апреле 1953 г. все они были реабилитированы и продолжили работу на тех же постах. Маховик репрессий после войны получил новое ускорение. Много людей могло бы оказаться в лагерях или быть расстреляно, если бы Иосиф не скончался.

Из доклада ХХ съезду КПСС: Сталин сам давал указания, как вести следствие, как допрашивать арестованных. Он сказал: на академика Виноградова надеть кандалы, такого–то бить. Здесь присутствует делегат съезда, бывший министр госбезопасности т. Игнатьев. Сталин ему прямо заявил: «Если не добьетесь признания врачей, то с вас будет снята голова». Сталин сам вызывал следователя, инструктировал его, указывал методы следствия, а методы были единственные — бить, бить и бить. Через некоторое время после ареста врачей мы, члены Политбюро, получили протоколы с признаниями врачей. После рассылки этих протоколов Сталин говорил нам: "Вы слепцы, котята, что же будет без меня — погибнет страна, потому что вы не можете распознать врагов". Но мы чувствовали, что дело с арестом врачей — это нечистое дело. Многих из этих людей мы лично знали, они лечили нас. И когда после смерти Сталина мы посмотрели, как создавалось это «дело», то увидели, что оно от начала до конца ложное.


В июне 1952 г. на пленуме ЦК Украины главным вопросом обсуждения был украинский «буржуазный национализм». Иосиф требовал новую «великую чистку» в партии, армии и госаппарате и продолжение, по примеру Грузии — массовою чистку от «буржуазных националистов» во всех союзных и автономных республиках. После Грузии был черед Украины.

В последние годы Иосиф чаще пил один, а до того приглашал «соратников». И когда напивался, то ругал Ленина такими словами, что те, пьяные, с испугом слушали. — Не провокация ли?

В сентябре 1952 г. вышла приуроченная к XIX съезду партии работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», где он разъяснял: «Говорят, что тезис Ленина о том, что империализм неизбежно порождает войны, нужно считать устаревшим, поскольку выросли в настоящее время мощные народные силы, выступающие в защиту мира, против новой мировой войны.
Это неверно...

Чтобы устранить неизбежность войн, нужно уничтожить империализм».

Коментарі

social

Популярні публікації