Россия ХІХ века. Картина маслом...

Николай Неврёв. "Торг. Сцена из крепостного быта". 1866 г.


Пов’язане зображення

Один помещик продает другому крепостную девку. Вальяжно показывает покупателю пять пальцев – пять сотен рублей. 500 рублей – средняя цена русского крепостного в первой половине 19 в. Продавец девки – европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Девка покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг. Тоска.


Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасхе". 1861 г.


Русская деревня ХІХ в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет. Некоторые уже упали. Весело! Суть картины – приверженность русского народа к Православию преувеличена. Приверженность к алкоголю явно преуменшена. Перов был признанный мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина в царской России была запрещена к показу и воспроизведению. Цензура!


Григорий Мясоедов. "Земство обедает". 1872 г.


Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное самоуправление – земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между ними и более высокими сословиями – пропасть. Поэтому – обеденный апартеид. Господа – в доме, с официантами, крестьяне – под дверью.


Федор Васильев. "Деревня". 1869 г.

Пов’язане зображення

1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая. Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.


Ян Хендрик Верхайен. "Голландская деревня с фигурами людей". 1-я пол. ХІХ века.

Результат пошуку зображень за запитом "дома 19 века россии"

Ну это так, для сравнения... 😁


Алексей Корзухин. "Возвращение из города". 1870 г.

Результат пошуку зображень за запитом "Алексей Корзухин. "Возвращение из города""

Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок, дочке постарше папа привез из города скромный гостинец – связку баранок. Правда, в семье много детей – только на картине их трое плюс возможно еще один в самодельной люльке.


Сергей Коровин. "На миру". 1893 г.

Результат пошуку зображень за запитом "Сергей Коровин. "На миру""

Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось расслоение – кулаки. На сельском сходе – какой-то спор между бедняком и кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он чуть ли не рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на заднем плане тоже хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ справа от бедняка проникся его словами. Два готовых члена комбеда уже есть, осталось дождаться 1917.


Василий Максимов. "Аукцион за недоимки". 1881-82 гг.

Результат пошуку зображень за запитом "Василий Максимов. "Аукцион за недоимки""

Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми налогами на крестьян были выкупные платежи. Александр II "Освободитель" на самом деле освободил крестьян за деньги – они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей. Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений, пока были крепостными. Но когда стали свободными – их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.


Владимир Маковский. "На бульваре". 1886-1887 г.

Результат пошуку зображень за запитом "владимир маковский на бульваре"

В конце ХІХ в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна. А этому молодому работяге – не интересна даже и его жена-крестьянка, приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая. Девушка в ужасе. Пролетарию с гармошкой – все по фиг.


Владимир Маковский. "Свидание". 1883 г.

Результат пошуку зображень за запитом "Владимир Маковский. "Свидание""

В деревне нищета. Пацана отдали "в люди". Т.е. послали в город работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно ест привезенную булку.


Владимир Маковский. "Крах банка". 1881 г.

Пов’язане зображення

Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир (справа) по-тихому сваливает с баблом. Полицейский смотрит в другую сторону, типа не видит его.


Павел Федотов. "Свежий кавалер". 1846 г.

Результат пошуку зображень за запитом "павел андреевич федотов свежий кавалер"

Молодой чиновник получил первый орден. Обмывали всю ночь. Наутро, одев крест прямо на халат, демонстрирует его кухарке. Безумный взгляд полный спеси. Кухарка, олицетворяющая народ, смотрит на него с иронией. Федотов бы мастер таких психологических картин. Смысл этой: мигалки не на машинах, а в головах.


Павел Федотов. "Завтрак аристократа". 1849-1850.

Результат пошуку зображень за запитом "павел федотов завтрак аристократа"

Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости. Свой завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским романом. Дворяне (3% населения) были привилегированным сословием в старой России. Владели огромным количеством земли, но хороший фермер из них получался редко. Не барское дело. Как результат – бедность, долги, все заложено и перезаложено в банках. У Чехова в "Вишневом саде" имение помещицы Раневской продают за долги. Покупатели (богатые купцы) дербанят поместье, а одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб перепродать под дачи). Причина проблем семейства Раневских – безделье в нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.


Борис Кустодиев. "Купец". 1918 г.

Пов’язане зображення

Провинциальное купечество – любимая тема у Кустодиева. Пока дворяне в парижах проматывали имения, эти люди поднимались из низов, делая деньги в огромной стране, где было куда приложить руки и капитал. Примечательно, что картина написана в 1918 году, когда кустодиевских купцов и купчих по всей стране уже вовсю ставили к стенке борцуны с буржуями.


Илья Репин. "Крестный ход в Курской губернии". 1880-1883 гг.


На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним – икону, потом идут лучшие люди – чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы, дворяне. По бокам – охрана (на лошадях), дальше – простой народ. Народ на обочинах периодически огребает, чтоб не подрезал начальство и не лез на его полосу. Третьякову на картине не понравился урядник (справа, в белом, со всей дури лупит нагайкой кого-то из толпы). Он просил художника убрать этот ментовский беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину Третьяков все равно купил. За 10 000 рублей, что было просто колоссальной суммой на тот момент.


Илья Репин. "Сходка". 1883 г.

Результат пошуку зображень за запитом "репин сходка"

А вот эти молодые ребята на другой картине Репина – больше не ходят с толпой на всякие крестные ходы. У них свой путь – террор. Это "Народная Воля", подпольная организация революционеров, которые убили царя Александра II.


Николай Богданов-Бельский. "Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского". 1895 г.

Результат пошуку зображень за запитом "Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского"

Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться – есть. Учитель – в европейском костюме с бабочкой. Это реальный человек –Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского Университета. На добровольной основе преподавал в сельской школе в дер. Татево (ныне Тверская обл.), где у него было поместье. Великое дело. Согласно переписи населения 1897 г. уровень грамотности в России был всего 21%.


Ян Матейко. "Закованная Польша". 1863 г.

Пов’язане зображення

По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов – 44% . Империя! Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со злобными рожами заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву. Её грязно лапает другой русский. Поляк справа, сидящий лицом к зрителю – вылитый Дзержинский.


Николай Пимоненко. "Жертва фанатизма". 1899 г.


На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец (Зап. Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители (справа на картине) отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним – обеспокоенная общественность с дубинами.


Франц Рубо. "Штурм аула Гимры". 1891 г.



Кавказская война ХІХ в. Адский замес дагов и чеченов царской армией. Аул Гимры (родовое село Шамиля) пал 17 октября 1832 г. Кстати, в 2007 г. в ауле Гимры опять действовал режим контртеррористической операции. Последняя? зачистка ОМОНом была в сентябре 2014 г. Первая – на картине.


Василий Верещагин. "Опиумоеды". 1868 г.

Результат пошуку зображень за запитом "россия 19 век картины"

Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была присоединена к России. Какими увидели участники походов предков нынешних гастарбайтеров – об этом Верещагин оставил картины и мемуары. Грязь, нищета, наркота...


Петр Белоусов. "Мы пойдем другим путем!".1951 г.

Результат пошуку зображень за запитом "мы пойдем другим путем"

Ну и наконец главное событие в истории России ХІХ в. 22 апреля 1870 г. в г. Симбирск родился Володя Ульянов. Старший его брат Александр, народоволец, попробовал себя, было, в сфере индивидуального террора – готовил покушение на царя. Но покушение сорвалось и брата повесили. Вот тогда молодой Володя по легенде и сказал матери: "Мы пойдем другим путем!". И пошли...

Коментарі

social

Популярні публікації