Для чего евреи носят эту маленькую шапочку

При слове «еврей» мы сразу представляем себе человека с умными глазами, немного с хитринкой и в традиционной шапочке, из под которой выбиваются пейсы. Этот головной убор называется кипа. Его неспроста носят представители семитского народа, восходящего к древним жителям Израильского и Иудейского царств.




Кипа — иврит: כִּיפָּה (мн.ч.«кипот») идиш: יאַרמלקע

Еврейская этимология связывает слово с арамейской фразой «йарэ малка», означающей «трепет перед царём» (имеется в виду Всевышний).

Другой вариант — что это «сокращение двух ивритских слов — «йерэ ме-элока», досл. «боящийся Бога».

Согласно еврейской традиции покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила.

На иврите слово кипа означает «покрытие» или «купол». Эквивалентом ему являются французское calotte и итальянское calotta, оба означающие «купол» в архитектуре.


Главный раввин московской религиозной общины «Даркей Шалом» Давид Карпов рассказывает следующее: «Традиция ношения кипы восходит к древним временам. Головной убор изначально принимали за символ контакта с Б-гом. Служение Вс-вышнему (произнесение молитвы, благословения, изучение Торы) сопровождалось покрытием головы».

«Тора (Шмот 28) предписывает коэнам, служащим в Храме, надевать головной убор. Некоторые евреи перестали снимать кипу, демонстрируя тем самым, что каждый их поступок, даже в повседневной жизни, направлен на служение. Смысл этого обычая — показать осознание евреями существования Вс-вышнего и Его Мудрости и то, что они ценят это выше головы, наиболее развитой и важной человеческой части тела».

Кипа — это головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Вс-вышним. Она представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку.


Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным.

Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия).

Неевреи тоже имеют право надеть кипу, если хотят; в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают.

Тем, кто думают, что выбрать кипу — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме.

Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу, форме разложены кипы.

Вязаные, гладкие черные, шёлковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести- , четырёх- и восьмиклинные.

Свою кипу религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер.

Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую кипу, не говоря уже о вязаной.


Виды кипот


Существуют различные виды кипот, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий кипу.

Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка.

Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой.

Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой.

Белые кипы вайсе ярмулке носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа Шеарим).

Иногда такая кипа имеет помпончик. Чёрная бархатная кипа, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.

Для большинства ортодоксов шляпы, покрывающие всю голову, предпочтительнее кипы. Хасиды в праздники надевают меховые шапки. Другие, более либеральные ортодоксы носят чёрные кипы.

Течение «современных ортодоксов» предпочитает совсем маленькие вязаные кипы.

Выражение «кипа сруга» («вязаная кипа») означает общину современных ортодоксов, если о ком-то говорят: «Он кипа сруга», — это значит, что он современный ортодокс.

Стоит отметить, что хоть еврейские женщины и не носят кипу, они также проявляют свое уважение к религии в ношении платка или парика после замужества. В ортодоксальном иудаизме считается, что волосы замужней еврейки должен видеть только супруг.

Ермолки отличаются друг от друга по цвету, размеру, форме, материалу. По их внешнему виду и способу применения можно определить, представителям какого течения или направления в иудаизме они принадлежат. К примеру, хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой, которую называют штраймл. История ее происхождения и значение — тема отдельного исследования.

Коментарі

social

Популярні публікації