Холокост.Как все начиналось...

Узницы концлагеря Дахау встречают освободителей

Концентрационный лагерь Дахау входил в систему лагерей, созданных согласно указу Гитлера от 28 февраля 1933г.. Кстати, к этому моменту прошло чуть меньше месяца со дня его прихода к власти. 

Идея концентрационных лагерей принадлежит Британской империи, использовавшей их для борьбы с партизанами во время англо–бурской войны 1899–1902гг. Британцы первыми додумались сгонять гражданское население в специально отведённые места, чтобы не путались под ногами во время силового наведения порядка. Потом британский опыт взяли на вооружение в Австро–Венгрии, кайзеровской Германии, Турции, Польше и Индокитае. Молодая Советская Республика озаботилась темой в начале 20–х. В 30–х дошла очередь до нацистской Германии. 

Интересный факт — службу в армии Гитлер закончил в марте 1919 добровольцем в охране концлагеря Traunstein, так что с делом был знаком.

Всего открыли два десятка концентрационных лагерей. Первыми на посадку отправились коммунисты и социал–демократы. К лету 1933 года таких набралось чуть менее 30.000. Напоминаю, что первоначально в тюрьмах сидели уголовники, в концентрационных лагерях — политические. К 1937 году в концлагерях осталось 8.000 заключенных. Нет, не потому что умерли от пыток и голода. Официально существовала возможность выкупить заключенного и переправить за границу. Таким образом нацисты избавлялись от нежелательных элементов внутри страны и пополняли казну.

С 1938 года началось заполнение концентрационных лагерей не по политическому, а по национальному признаку. Основанием для посадки были так называемые нюрнбергские законы от 1935г. — «Закон о гражданине Рейха» (Reichsbürgergesetz) и «Закон об охране германской крови и германской чести» (Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre).

Здесь маленький вопрос. Почему нацисты имели такую неприязнь к евреям? Один из ответов кроется в том, что кайзеровская Германия (та, которая проиграла в 1–й Мировой войне) не призывала иудеев в армию, считая их гражданами второго сорта, недостойными воевать за фатерлянд. По итогам войны, напоминаю, проигранной, миллионы немецких мужчин вернулись домой. Пролетарии – на завод, крестьяне — в поля, интеллигенция — к свои интеллигентским штучкам, а вот мелкие лавочники остались ни с чем. Когда их забирали на войну, в городе было, условно говоря, пять лавок, а по возвращении — одна, хозяйничал в которой иудей. Хочу заметить, хозяйничал сверхуспешно, вовсю используя свое монопольное положение. И бывшим лавочникам–ветеранам после войны пришлось возрождать бизнес с нуля, имея при этом под боком могучего монополиста. Есть и другие ответы, но пока заострю внимание на факте, что одной из основ нацизма были мелкие предприниматели, с радостью встречавшие любые проблемы конкурентов.

В 1935–м году, напомню, у конкурентов появились проблемы в связи с расовыми законами, в 1938 году случилась катастрофа — "Хрустальная ночь". Более 30.000 евреев отправились в лагеря (цифры разнятся), на еврейскую общину Германии наложили многомиллионный штраф, еврейское имущество передали в "арийское" пользование. При этом по–прежнему можно было выкупить любого заключенного из концлагеря и отправить за границу. Около половины заключенных было выкуплено, что принесло большой доход в бюджет. Из 500.000 германских евреев за рубеж уехало более 250.000. Как видите, большая часть откупилась, минуя концлагерь. Тем не менее к лету 1939 года около 25.000 заключенных, с которых уже нечего взять, по–прежнему находились в концентрационных лагерях, что создавало неудобство нацистскому режиму — заключенных приходилось кормить согласно утвержденных норм. Еще 250.000 евреев находились на территории Германии, Австрии и Судет на птичьих правах. Загнать их в лагеря в тот момент считалось невозможным. Ни один бюджет такого количества сидельцев не выдержал бы. Замечу: в 1939 с голоду в лагерях никто не пух. 

Решение вопроса было найдено быстро — отправить всех евреев куда–нибудь далеко–далеко. Сначала решили вернуть евреев на историческую родину, в Палестину, чему воспротивилась Британия, владевшая этой территорией. Четверть миллиона переселенцев, к тому же обобранных нацистами до нитки, британцам были ни к чему. Потом евреев предложили Сталину. Тот оказался не дурнее британцев. Согласился принять только руководящую верхушку Германской компартии. Единственным приемлемым вариантом оказался вариант предложенный Францией (по другим источникам, навязанный завоеванной Франции) — Мадагаскар. Вариант был не нов, еще в 1937–м году польское правительство планировало переселить туда всех польских евреев и два года оживленно обсуждало эту тему с французским правительством, под протекторатом которого находился этот чудный остров размером в треть всей Западной Европы.

К моменту, когда план по переселению евреев на Мадагаскар был почти готов, то есть к лету 1940–го года, в результате ряда коротких победоносных войн число потенциальных переселенцев увеличилось до 4–х миллионов человек. Было принято решение переселять по миллиону евреев в год, но тут, как всегда, нагадила англичанка. Вступила в войну с Германией и пообещала топить все немецкие суда в Атлантике. Это версия немецких источников. По версии английских историков, немцы отказались предоставлять суда для переправки евреев, а предложили самим переселяемым (еврейским общественным организациям) оплачивать переезд на чудный остров. Так, а теперь представьте количество судов и количество рейсов, чтобы перевезти 4 миллиона пассажиров на другой конец земли. 

После провала плана с переселением евреев на Мадагаскар, началась вторая история концлагерей, под названием — "Окончательное решение еврейского вопроса". В Польше в 1942–м году были созданы лагеря смерти (Vernichtungslager) — Хелмно, Треблинка, Белжец и Собибор («Операция Рейнхард»). Существовавшие концентрационные лагеря Майданек и Освенцим дополнительно оборудовали газовыми камерами.

Остальные лагеря по–прежнему оставались концентрационными, некоторые из них, например, Маутхаузен и Бухенвальд, имели на своей территории даже бордели для заключенных. Нормы питания оставались приемлемыми вплоть до 1943–го года, когда в нацистской экономике наступил кризис и возникли перебои со снабжением гражданского населения. С этого момента кормежка заключенных стала самой последней проблемой, которая волновала верхушку рейха.

Коментарі

social

Популярні публікації