Совковость или советскость?



Несмотря на то, что оба эти понятия имеют общие корни, как говорят в Одессе, это две большие разницы...

Если советский образ жизни разделить на хорошее и плохое, то различие советскости и совковости сразу бросится в глаза.

Советскость

1. Забота о детях и стариках, пусть в минимальном объеме, но имела место. Конечно, жировать особо на пенсию было нельзя, но и умереть с голоду тоже не получалось.

Оглашение решения XXV съезда КПСС в детском саду Томска, 1976 год.

2. Всеобщее образование реально присутствовало. Некоторых даже доставало – человек не хочет учиться ни под каким предлогом, но его волокут в ПТУ, техникум, на худой конец, институт, где мурыжат от 2 до 5 лет, после чего выпускают с теми же знаниями, но с "корочкой" о полученном образовании.

Жизнь в позднем СССР -5
Каждый инженер и студент отрабатывали месяц в год на плантациях, рубя капусту топором, собирая картошку руками в ведро под дождем.

3. Всеобщее равенство в доходах тоже факт. Правда, измерялось оно не в богатстве, а в бедности населения. Умереть с голоду никто не позволял, но за это нужно было обязательно ходить на работу. Заметьте, не работать, а приходить на рабочее место, отсиживать положенные 8 часов и возвращаться домой с уставшими от безделья глазами. Т.е. можно было всю жизнь провалять дурака и уйти на "заслуженный" отдых с почетом и грамотой от месткома.



4. Медицинское обслуживание было бесплатным. Большой пользы оно не приносило, но и сильного ущерба здоровью от него тоже не было.

Результат пошуку зображень за запитом "медицина ссср"

5. Образ жизни заставлял думать, прежде, чем говорить. Дома на кухне говорили одно, на собраниях – другое, а думали – третье. Обычным явлением сктали иносказание, намек и многозначительное молчание со вздохами. Последнее говорило намного больше, чем многочасовые испражнения ген. секретарей на трибунах съезда.

Результат пошуку зображень за запитом "коммунальная кухня ссср"



Совковость

Обратная сторона советскости.

1. Кошмарная уравниловка. У большинства населения все было одинаково стандартно – квартиры, машины (в частных руках их было невероятно мало и в количестве, и в разнообразии), образование и судьбы. Никто ничем не должен был выделяться. Если работать день и ночь и попытаться получить немного больше соседа, то есть шанс получить обвинение в получении нетрудовых доходов.



2. Невероятное лицемерие – показная идейность в сочетании с реальной беспринципностью и цинизмом. В равной степени проявлялось как у сидящих в президиуме, так и у зевающих в зале. Все отлично понимали, но играли в какую-то странную игру – одни делали вид, что поддерживают власть, другие – заботятся о людях.

Результат пошуку зображень за запитом "20 съезд кпсс"

3. Практически полная невозможность изменить свою жизнь – работать были обязаны согласно профессии, указанной в дипломе. Инженер с зарплатой 120 рублей никак не мог стать рабочим и получать 200. Любой приработок "на стороне" не давал возможности "засветить" полученные деньги. Частное предпринимательство существовало в глубоком подполье и приследовалось законами.

Результат пошуку зображень за запитом "инженер в ссср"

4. Идеология давила искусство, как пресс. Любое проявление самобытности влекло за собой отлучение от профессии вне зависимисти от степени таланта. Это достигалось и самим образованием – человек, окончивший технический вуз не мог стать писателем или актером. Даже гений. Если ему удавалось издать книгу или сыграть в кино, он по прежнему считался самодеятельностью. Но, если самородку таки удавалось заполучить "корочку" какой-то бурсы от искусства, то его начинали отсеивать уже за идеологию.

Пов’язане зображення
Разгон «Бульдозерной выставки». Москва, 15 сентября 1974.

5. Телефонное право – самое яркое проявление совка. Ты – мне, я тебе. Деньги в этом процессе вовсе не фигурировали. После звонка нужному человеку ты получал возможность прийти на нужный склад и за свои кровные купить то, чего никогда в жизни на прилавках магазина не видед. Но после этого нужно было ждать ответного звонка для аналогичной услуги. Круг замыкался.



Самое страшное, что принес совок – это категоричность. Полное отсутствие цветов и тем более оттенков – только белое и черное. Мы – белые и пушистые, они – черные и мерзкие. Этот принцип полностью вмещается в известную фразу, приписываемую то Ленину, то Стаолину, а то им обоим одновременно: "Кто не с нами, тот против нас...". На самом деле популярный в годы военного коммунизма лозунг, как и многое остальное, украден. На этот раз из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 30 и Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 23) сказано: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает». Большевики лишь избавились от второй части фразы (видимо, не понимая ее значения) и напрочь забыли о Боге.

К величайшему сожалению, оба проявления советского образа жизни, очень сильно застряли в нашей генетике. Если советскость – ни что иное, как проявление человечности, имеющей место в любом уголке Земли, то идущая с нею рядом совковость напрочь нивелирует все то хорошее, что содержится в советскости.

Любопытно то, что непримеримость в отношении к совку, как и категоричное отрицание советскости, есть ярким проявлением самого совка, не воспринимающего никаких полутонов. Это – фанатизм, близкий к религиозному. Ведь "совок" вдалбливался, как своеобразная советская религия.

Коментарі

social

Популярні публікації