ИЕРУСАЛИМ В СОСТАВЕ ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ. Страницы истории



В 1517 году Эрец-Исраэль вошла в состав Оттоманской империи. Турецкий султан Сулейман Великолепный (1520-1566) проявлял особое внимание к Иерусалиму, и в годы его царствования город преобразился, В 1536-1541 годах вокруг Иерусалима была возведена новая городская стена, сохранившаяся до наших дней. Она проходила по остаткам древних городских стен, и в ней имелось шесть ворот. Особым богатством архитектурного оформления отличались северные ворота – Дамасские (Шхемские).



По распоряжению Сулеймана мозаичная облицовка мечети Купол скалы была заменена многоцветными изразцами. Была значительно расширена и исправлена система водоснабжения города, включавшая водовод от Соломоновых прудов близ Бейт-Лехема, глубокий бассейн возле западной стены Иерусалима (Брехат ха-Шултан) и пять украшенных резьбой по камню водоразборных сооружений в самом городе. Тогда же была подновлена городская крепость возле Яффских ворот.

Но годы бурного строительства вскоре сменились периодом застоя. В глазах турецких властей Иерусалим утратил стратегическое значение и оставался всего лишь крепостным фортом для отражения набегов бедуинов, кочевавших по пустыне к востоку от города. Великолепные здания постепенно приходили в упадок.




В административном отношении Иерусалим был центральным городом санджака (самой мелкой территориально-административной единицы в турецкой империи), и его губернатор подчинялся правителю более обширной области - вилайета, столицей которой являлся Дамаск.

На протяжении четырехсот лет турецкого владычества не произошло существенных изменений в структуре мусульманского населения Иерусалима: оно оставалось почти целиком арабским, а оседавшие в городе мусульмане неарабы, как правило, быстро ассимилировались в арабской среде. Отсутствие постоянного турецкого населения привело к возникновению местной арабской знати, занимавшей ответственные посты в системе турецкой администрации города.




Христианская община Иерусалима была неоднородной. Наибольшим влиянием в ней пользовалась греческая православная церковь, к которой принадлежала значительная часть местных христиан-арабов. Греческое духовенство, возглавляемое константинопольским патриархом, имело давние связи с султанским двором, и естественно, что турецкие власти склонны были рассматривать православных в качестве представителей всей христианской общины города. Воспользовавшись этим обстоятельством, греческая православная церковь установила свой контроль над большинством христианских святынь.

При турецкой власти укрепились также позиции католической церкви, представленной в Иерусалиме монашеским орденом францисканцев. Франция, обеспокоенная ростом влияния габсбургской династии, заключает союз с Турцией, и в 1535 году он закрепляется договором, подписанным французским королем Франциском I и султаном Сулейманом Великолепным. С этого момента главы европейских государств и даже сам Папа римский начинают обращаться к королям Франции во всех случаях, касающихся защиты интересов католической церкви в Палестине и охраны святых для христиан мест, в первую очередь – в Иерусалиме. Прибывавшие из Европы в Иерусалим паломники находились под покровительством францисканского ордена.


Серьезные изменения происходят и в положении армянской общины, существовавшей в Иерусалиме еще с V века. Используя свои тесные связи с турецкой администрацией, армяне упрочили статус общины; именно в это время окончательно сформировался Армянский квартал Иерусалима.

Рост влияния православной и католической церквей происходил во многом за счет малых христианских общин: грузинской, эфиопской, коптской и кобитской. Эти общины теряют свои владения в городе и постепенно вытесняются на периферию религиозной жизни.


Благосклонное отношение султана Сулеймана Великолепного к евреям способствовало возрождению еврейской духовной жизни в Эрец-Исраэль уже в XVI веке. Однако из-за тяжелых экономических условий, в которых находилось еврейское население Иерусалима, центром духовной жизни евреев стал Цфат. Здесь сосредоточилось подавляющее большинство выдающихся законоучителей и мистиков, и именно в этом галилейском городе оседало большинство еврейских иммигрантов, прибывавших в то время в страну. В конце XVI века, когда Цфат пришел в упадок, началось возрождение иерусалимской общины. Особую роль в этом процессе сыграла деятельность главного раввина Египта Бецалеля Ашкенази. Переселившись в Иерусалим в 1587 году и став главным раввином города, он по-новому организовал иерусалимскую общину и принял серьезные меры для улучшени ее материального положения. После этого еврейские переселенцы из Турции, Северной Африки, Италии и Западной Европы начали селиться в Иерусалиме.


Еврейская община города состояла из различных по происхождению групп. В начале турецкого владычества самой многочисленной из них была группа мистаарвим - арабоязычных уроженцев Эрец-Исраэль. Однако уже в XVII веке большинство еврейского населения города составляли сефарды, и им принадлежали все руководящие посты в общине. Определенной внутренней автономией обладала группа ашкеназских евреев, но в этот период она была немногочисленна и во всех вопросах, связанных с контактами между еврейской общиной и властями, зависела от сефардской администрации.


В XVII веке духовный расцвет Иерусалима продолжался. В 1622 году сюда приехал знаменитый пражский раввин и мистик рабби Иешаяху Горовиц, который возглавил ашкеназскую общину города. В 1658 году в Иерусалиме поселяется рабби Яаков Хазиз из Феса. Он основывает иешиву "Бейт-Яаков", где преподают ведущие ученые и мудрецы Эрец-Исраэль. В Иерусалиме поселяется ряд видных каббалистов, и с этого времени он занимает место Цфата в качестве центра каббалистики.


К концу XVII века в Иерусалиме насчитывалось около 1200 евреев. Поскольку это число превышало установленную турками квоту, общине приходилось умиротворять власти крупными взятками. Чтобы покрыть эти и другие чрезвычайные расходы, община посылала особых эмиссаров для сбора средств среди евреев диаспоры. Такая традиция существовала давно, однако в этот период она приняла характер постоянной и хорошо организованной деятельности. Среди эмиссаров были видные раввины, ученые и общественные деятели. Таким эмиссаром был однажды назначен и Саббатай Цви - глава мистического мессианского движения, охватившего широкие массы евреев диаспоры в середине 60-х годов XVII века. Сам Саббатай Цви, поселившийся в Иерусалиме в 1662 году, был вскоре отлучен от общины иерусалимскими раввинами и изгнан из города.


Прибыв в святой город Иерусалим, увидел я, как он выстроен красиво, и пал я ниц, и зарыдал, и сказал: Иерусалим, уподоблен ты вдове, как же оделся ты в одежды красивые в дни вдовства твоего? Лучше бы увидел я тебя в руинах... 

Рабби Гершон из Кут, XVIII в.


Саббатианскому движению не удалось привлечь большого числа приверженцев в Эрец-Исраэль. Однако вызванное саббатианством брожение улеглось не скоро. В 1700 году в Иерусалиме появилась немалая группа саббатианцев из Польши и других европейских стран, называвшая себя "святая община" (по некоторым свидетельствам, она насчитывала около тысячи человек). Ее возглавляли проповедники-каббалисты - рабби Иехуда Хасид и рабби Хаим Малах. Это было первое с XIII века организованное переселение значительной группы ашкеназов в Эрец-Исраэль. Новоприбывшие приобрели участок земли в Еврейском квартале и приступили к строительству синагоги. Однако скоропостижная смерть рабби Иехуды и конфликты между крайними и умеренными сторонниками движения привели к распаду этой саббатианской группы.

Фотографии Иерусалима конца 19-го века

Часть ее членов вернулась в Европу, а ашкеназска община Иерусалима была вынуждена взять на себя уплату их долгов арабским ростовщикам. Это было не под силу небольшой и экономически слабой ашкеназской общине, и без того обремененной долгами. В 1720 году арабская толпа во главе с ростовщиками-кредиторами ворвалась в синагогу, построенную на купленном саббатианцами участке, разгромила ее и сожгла. Сам участок был конфискован арабами и оставался в их руках вплоть до 1816 года. После этих событий немногочисленные ашкеназы, остававшиеся в Иерусалиме, не осмеливались показываться на улицах города иначе как в традиционной одежде сефардов. Ашкеназская община почти совершенно угасла и возродилась лишь в начале XIX века.

В 1720-е годы руководители еврейской общины Стамбула (Константинополя) взяли под свое покровительство иерусалимскую еврейскую общину и обязались покрыть ее долги и упорядочить финансовые дела. Был создан Комитет уполномоченных Константинополя, и благодаря его деятельности экономическое положение иерусалимской общины улучшилось. В Иерусалим вновь стали прибывать евреи из стран рассеяния, в городе возникали новые иешивы, на содержание которых поступали средства из-за рубежа. Произведения иерусалимских религиозных ученых печатались в Константинополе, Измире, Салониках и в городах Италии. Тем не менее, в конце столетия численность еврейского населения города вновь начала уменьшаться. По-видимому, многие из переселившихся в Иерусалим евреев покинули страну из-за смут и частых эпидемий. В начале XIX века в Иерусалиме насчитывалось около 3 тысяч евреев.

Фотографии Иерусалима конца 19-го века

Завоевание Палестины и Сирии египетским правителем Мухаммадом Али и его сыном и наместником Ибрагим-пашой в начале 30-х годов XIX века стало поворотным пунктом в истории еврейского Иерусалима. Египетский режим, продержавшийся в городе с 1831 по 1840 год, был более терпим к национальным меньшинствам, тем более, что он испытывал на себе большое влияние европейских государств. В 1835 году Ибрагим-паша разрешил еврейской общине Иерусалима отстроить четыре старые синагоги в центре Еврейского квартала. Речь шла о реконструкции сефардских синагог, находившихся на грани разрушения, так как все предыдущие ходатайства перед властями об их ремонте были отвергнуты. В 1836 году ашкеназские евреи добились у египетского правителя специального указа, признающего за ними право на участок, купленный когда-то саббатианской группой Иехуды Хасида и конфискованный властями более ста лет назад. Этот указ создал условия для возрождения ашкеназской общины Иерусалима, и вскоре на возвращенном участке была построена первая ашкеназская синагога. Опустошительное землетрясение в Цфате в 1837 году и беспорядки на севере страны в 40-х годах XIX века побудили многих евреев Галилеи переселиться в Иерусалим, и к середине XIX века иерусалимская община стала самой значительной из еврейских общин Эрец-Исраэль.

Фотографии Иерусалима конца 19-го века

Восстановление турецкой власти в Палестине в 1840 году оказало значительное влияние на дальнейшее развитие еврейской общины Иерусалима. По настоянию западноевропейских евреев-филантропов Моше Монтефиоре и Адольфа Кремье турецкий султан выпустил указ, уравнивавший статус евреев со статусом других подданных Турции. Евреи Иерусалима должны были избрать в качестве представителя всей еврейской общины Эрец-Исраэль главного раввина, или Хахам-баши (по еврейской традиции он носил титул "Ришон ле-Цион" - "Первый в Сионе"). На этот пост мог избираться только сефардский раввин, так как турецкие власти признавали только сефардскую общину.

Тем не менее, в этот период наблюдается рост ашкеназской общины в Иерусалиме. Наиболее влиятельной ашкеназской группой в городе были так наз. прушим - последователи знаменитого рабби Элияху из Вильно (Виленского гаона). Первые прушим прибыли в Эрец-Исраэль в 1808 году и осели в Галилее, но в 1814 году из-за свирепствовавшей там эпидемии многие из них переселились в Иерусалим. В 30-е и 40-е годы XIX столети к ним присоединяются новые переселенцы - из Литвы и Белоруссии. Они учреждают свои собственные суды, синагоги и иешивы. Вторая крупна ашкеназская группа, состоявшая из хасидов, стала селиться в Иерусалиме, в основном, после землетрясения 1837 года, разрушившего Цфат. Из-за своей малочисленности - хасиды как члены ашкеназской общины - долгое время находились в большой зависимости от прушим.

Фотографии Иерусалима конца 19-го века

Несмотря на определенное улучшение статуса евреев в Иерусалиме, положение еврейской общины города в целом оставалось тяжелым. Больша часть ее членов жила на пожертвования из-за рубежа. Еврейский квартал представлял собой лабиринт узких грязных улиц с обилием полуразрушенных зданий. Недалеко от сефардских синагог располагалась городская бойня, распространявшая зловоние на весь квартал. Один из европейских путешественников, некто Г.Шерер, посетивший Иерусалим в 1859 году, назвал Еврейский квартал города самым жалким гетто Востока.

Первые признаки экономического и культурного улучшения начали появляться только в середине XIX века. В 1841 году хасид Исраэль Бак перевел из Цфата в Иерусалим свою типографию, которая стала первой еврейской городской типографией. В 1863 году в Иерусалиме начали выходить в свет и первые газеты: "Ха-Леванон" - орган прушим, и хасидская газета "Хавацелет". Благодаря щедрой поддержке филантропов, в первую очередь, Моше Монтефиоре и семьи Ротшильд, в Иерусалиме были учреждены еврейские клиники, больницы и школы. Первая еврейска больница (на 18 коек) была основана Ротшильдами в 1854 году, а три года спустя открылась больница "Бикур холим", существующая по сей день. В 1856 году была учреждена первая светская еврейская школа для мальчиков, названная по имени австрийского филантропа Симона фон Лемеля. В 1864 году несмотря на протесты ортодоксов была открыта первая женская школа (школа Эвелин де Ротшильд). В 1860 году на средства, собранные в западноевропейских общинах, началось строительство комплекса домов для бедных (так называемых "батей-махасе" - "убежищ").

Какие чувства должен испытывать путешественник среди гор, на которых некогда зримо была явлена устрашающая сила Всемогущего, вблизи города, которому Он даровал свое имя, где красота святости сверкала в своем первозданном величии, и к которому даже в его жалком состоянии, в плену и запустении все народы земли, так же, как и его собственные дети, обращаются с глубоким благоговением и восхищением! О, эти чувства, которые испытывает здесь путешественник, внимая упоительным строкам израильского вдохновенного царя**, может понять только тот, кто удостоился их пережить...

фотографии раннего Иерусалима были сделаны в 1844 году французским фотографом Жозефом-Филибером Жиро де Пранже


Чем ближе мы подъезжали к Иерусалиму, тем безжизненнее и печальнее становилась кругом земля. Но какими бы серьезными не были мысли, навеянные меланхолической пустынностью каменистых гор и долин, через которые мы проезжали, они вдруг исчезли, уступив место чувству неописуемой радости и восторга, когда весь Святой город полностью открылся нашим глазам, со своими куполами и минаретами, отражающими великолепие небес. Сойдя с лошадей, мы сели на землю и излили наполнявшие наши сердца чувства в горячих молитвах Тому, чье милосердие и промысел привели нас в целости и сохранности в город наших предков.

Из "Дневника путешествия в Египет и Палестину через Италию и страны Средиземноморья". Частное издание. Лондон, 1885 (англ.).


Постоянный рост еврейского населения в Иерусалиме побудил общинных лидеров к строительству больших синагог. В 1856 году при содействии английского посла в Стамбуле община прушим получила разрешение султана на строительство новой синагоги на том участке, где в начале XVIII века стояла синагога последователей Иехуды Хасида. Средства, необходимые дл этого проекта, собирались по всему миру. Строительные работы завершились только в конце 1864 года, и новая, самая большая из иерусалимских синагог, получила название "Бейт-Яаков" - в честь барона Якова (Джеймса) Ротшильда, пожертвовавшего большую сумму на ее строительство. Жители Иерусалима по старой памяти продолжают называть эту синагогу и сейчас "Хурват рабби Иехуда Хасид", или просто "Хурва". В 1856 году хасидская община также приступила к строительству своей синагоги. Она была завершена в 1872 году и названа "Тиферет Исраэль" - в память о знаменитом хасидском цаддике рабби Исраэле из Ружина.

Фотографии Иерусалима конца 19-го века

С ослаблением Оттоманской империи в XIX веке усиливается вмешательство европейских государств во внутренние дела страны. Стремясь укрепить свои позиции и влияние на Ближнем Востоке, страны Европы открывают в различных городах империи представительства. Первым таким иностранным представительством в Иерусалиме стало английское консульство, учрежденное в 1838 году. Примеру Англии вскоре последовали Прусси (1842), Франция (1843) и Австрия (1847). В течение двадцати лет почти все западные государства, в том числе США и Россия, открыли свои представительства в Иерусалиме. Особенное значение деятельность иностранных консулов приобрела в связи с Капитуляциями - так назывались договоры между Оттоманской империей и европейскими странами, в соответствии с которыми иностранные граждане, живущие на территории империи, не подлежали юрисдикции турецких властей.

Капитуляции практически освобождали уроженцев Европы и их потомков от какой бы то ни было зависимости от турецкой администрации, европейцы полностью находились под покровительством влиятельных консулов. С укреплением статуса консульств заметно улучшилось положение немусульманских меньшинств, которые могли теперь полагаться на защиту европейских государств. Ввиду сравнительно высокой численности в Иерусалиме евреев европейского происхождения, некоторые страны иногда назначали - консульских представителей из их числа, вменяя им в обязанность уделять особое внимание защите интересов своих соплеменников - подданных этих стран. Англия покровительствовала также и евреям без подданства.

К середине XIX века в Иерусалиме усилилась миссионерская деятельность различных христианских организаций. Наиболее активной в этой области стала недавно возникшая протестантская община (первое протестантское епископство под общим контролем англиканской и прусской протестантских церквей было открыто в 1841 году). Так как миссионерская деятельность среди мусульман была запрещена турецким законодательством, миссионеры сосредоточили свое внимание на еврейской общине и на общинах восточных христиан. Это привело к возникновению протестантских конгрегаций среди арабов-христиан. Небольшое число евреев также приняли христианство, в основном из экономических соображений. Вместе с тем, были случаи перехода христиан в иудаизм. Так, в 1848 году принял иудаизм американский консул У. Крессон, после чего стал членом сефардской общины города.

Европейские державы использовали соперничество различных христианских общин Иерусалима для расширения сфер своего влияния в Оттоманской империи. Франция традиционно выступала в роли защитника интересов католической церкви и ее святынь, и под французским давлением в 1847 году (вновь после эпохи крестоносцев) была учреждена латинска патриархия в Иерусалиме. Россия покровительствовала греческой православной церкви и восточным христианским общинам. При помощи русской духовной миссии и, позднее, Императорского православного палестинского общества царское правительство переводило большие суммы на содержание церквей, школ и странноприимных домов. Межобщинные трени в Иерусалиме немедленно сказывались на отношениях между странами-покровительницами. Так, конфликт между православной и католической церквями вокруг прав на христианские святыни привел к острой конфронтации между Россией и Францией, что стало одной из причин Крымской войны 1853-1856 годов.

Европейское влияние, значительно возросшее после оказанной европейскими державами поддержки турецкому султану в борьбе с Мухаммадом Али и особенно усилившееся после окончания Крымской войны, привело к постепенному превращению Иерусалима в более современный город. Еще в 1848 году члены сефардской семьи Валеро открыли первый в городе банк; в том же году Австро-Венгри учредила в Иерусалиме почтовое агентство и наладила современную почтовую связь между Палестиной и Европой. Ее примеру вскоре последовали Франция, Пруссия и Италия. В период с 1847 по 1853 год латинской и греческой патриархиями были основаны типографии. В 1858-1859 годах открываются австрийский и немецкий постоялые дворы дл паломников. В городе появились новые больницы, где работали врачи из Европы. К 1856 году общее население Иерусалима достигло примерно 18 тысяч человек.

Фотографии Иерусалима конца 19-го века

Вплоть до середины 50-х годов XIX века новое строительство в Иерусалиме было ограничено старыми крепостными стенами. Все городские ворота закрывались с наступлением темноты, оставаться за пределами города было опасно: жители окрестных арабских деревень зачастую не брезговали разбоем на дорогах. Такое положение вещей стало меняться вместе с активизацией деятельности иностранных государств в Иерусалиме. В 1855 году английский консул Джеймс Финн построил к западу от города дом на большом участке земли. Через год немецкий миссионер Людвиг Шнеллер переселился с семьей в построенное им здание неподалеку от деревни Лифта. В 1860 году он организовал рядом со своим домом сиротский приют для детей ливанских христиан, убитых во время друзских волнений в Ливане27. В конце 50-х годов на возвышенности к северо-западу от городской стены началось строительство Русского подворья - внушительного комплекса зданий, включавшего в себя собор, больницу, резиденцию русского консула и странноприимные дома.

С каждым кусочком земли, который мы приобретаем, мы вполняем повеление Бога взять эту землю в свое владение... конечно, просто купить землю это еще не все; следует самим жить на земле наших предков, в Иерусалиме, в нашем святом городе, и украшать эту землю, растить на ней плоды и злаки...

Рабби С. Могилевер, 1890 г.

Однако на дальнейшее развитие города решающее влияние оказало еврейское строительство. Естественный рост еврейской общины и все увеличивающийс приток иммигрантов привели к перенаселению Еврейского квартала в Старом городе. Многие еврейские семьи стали покупать или арендовать дома в других кварталах города, главным образом, в Мусульманском. Но это не могло стать долговременным решением жилищной проблемы для быстро растущего еврейского населения.

Фотографии Иерусалима конца 19-го века

Возникла необходимость строить жилые кварталы вне городских стен. Первым таким кварталом стал построенный по инициативе Моше Монтефиоре квартал Мишкенот-Шаананим ("Мирные жилища"). Деньги на приобретение земельного участка поступили из фонда американского филантропа Иехуды Торо, и в 1855 году, на склоне долины Ге бен-Хинном, напротив Сионской горы и западной стены города, началось строительство первых домов этого квартала. Рядом с ними Монтефиоре построил ветряную мельницу, ставшую одной из достопримечательностей города. Эта мельница должна была обеспечить заработком жителей квартала. В 1868 году евреи - выходцы из Северной Африки под руководством своего духовного лидера рабби Давида бен-Шимона основали квартал Махане-Исраэль (он располагался к северу от Мишкенот-Шаананим). В следующем году началось строительство большого еврейского квартала на Яффской дороге.


Инициаторами этого проекта были выходцы из влиятельных семей литовских ортодоксов (прушим). Поначалу в создании квартала участвовало только семь семей, и поэтому он получил название Нахалат Шива ("Надел семерых"). Во главе инициативной группы стояли рабби Йосеф Ривлин и рабби Иоэль Моше Саломон - энтузиасты расширения города и участники создания многих кварталов Иерусалима.

Строительство христианских кварталов нового города было начато немецкой сектой темплеров, основавших в 1873 году так называемую Немецкую колонию к югу от Старого города и проложивших в ней одну из первых в городе мощеных улиц.
Новые кварталы связывались дорогами со Старым городом, вне крепостных стен теперь проживали значительные группы населения, и постепенно городские ворота стали оставлять открытыми на круглые сутки.

Квартал Меа-Шеарим не просто религиозное сообщество; с самого начала он взял на себя все функции автономной общины, подобной городу или местечку - "штетл " на языке его обитателей, - которые существовали когда-то в царской России или Польше. Турецкие власти не имели никакого реального влияния на происходившее в Меа-Шеарим, так как квартал находился под покровительством английского консула . Администрация квартала занималась всеми вопросами, касавшимис повседневной жизни его обитателей и их нужд: благоустройством и мощением улиц, строительством магазинов и рынков, ремонтом водосборных резервуаров, туалетов и ритуальных бассейнов (микв), записью имущества в правительственные регистры и, наконец, самое главное - обеспечением мира и согласия в квартале...

Основатели этого квартала были выходцами из Восточной Европы, и они сознательно построили себе что-то вроде старого местечка, настоящего закрытого гетто, удаленного от основных транспортных артерий и полностью изолированного от внешнего мира. Воздвигнутые ими стены должны были уберечь от скверны их тела и души.

Из кн. А. Фирста "Новый Иерусалим". Иерусалим, 1946 (иврит).

Развитие города в северном и северо-западном направлениях происходило почти исключительно за счет строительства еврейских кварталов. В 1874 году возникает квартал Меа-Шеарим, годом позже - Эвен-Исраэль, в 1877 - Бейт-Яаков, слившийся позднее с основанным в 1887 году кварталом Махане-Иехуда. Как правило, новые кварталы представляли собой прямоугольные участки, застроенные по периметру и вдоль внутренних узких улочек. Сплошные внешние стены, скупо прорезанные запиравшимис на ночь воротами, и зарешеченные окна придавали кварталу сходство с крепостью. В центре квартала обычно располагались синагога, бет-мидраш, Талмуд-Тора и пекарня. Рядом с ними в скальном грунте выкапывался большой резервуар, служивший главным источником воды для жителей квартала.

Иначе выглядел Бухарский квартал, основанный в 1891 году незадолго до того возникшей в Иерусалиме общиной бухарских евреев. Его широкие прямые улицы и богато украшенные дома вызывали восхищение путешественников и жителей города.
В 80-х годах XIX века часть Иерусалима вне стен Старого города начинает все более походить на европейский город. В промежутках между старыми кварталами (в основном, вдоль дорог) возникают улицы, застроенные домами фронтально, появляются многоэтажные здания. К этому времени в Иерусалиме уже существовали две гостиницы, открылись первые современные магазины, ряд банковских учреждений. В эти годы были проложены дороги в Шхем и Иерихон, налажено регулярное движение дилижансов между Иерусалимом и Яффой.

В 1881 году к северу от Дамасских ворот возник новый христианский квартал - Американская колония. На средства европейских правительств в городе строились многочисленные церкви, монастыри, больницы и школы. Их архитектура соответствовала европейскому стилю. Наиболее активны в этом отношении были Франция и Германия. В 1889 году с целью улучшения связи между французскими учреждениями внутри и вне Старого города в северной части городской стены были пробиты Новые ворота.

Осенью 1898 года Иерусалим посетил кайзер Германии Вильгельм II. Дл того, чтобы дать возможность кайзеру и его свите въехать в Старый город верхом и в каретах, был разобран участок стены возле Яффских ворот и засыпан крепостной ров. В 1892 году была открыта первая в Палестине железнодорожная линия, связавшая Иерусалим с тогдашним главным портом Эрец-Исраэль - Яффой.

Бурное развитие Иерусалима в начале XX века (накануне первой мировой войны население города насчитывало уже около 80 тысяч человек) было прервано вступлением Турции в войну в конце 1914 года. Голод, эпидемии, аресты и выселения пагубно отразились на жизни города, население которого к концу войны уменьшилось до 55 тысяч человек.

Текст: источник 
Фото: источник

Коментарі

social

Популярні публікації