Как западные специалисты помогли превратить СССР в индустриального монстра

Альберт Кан, не имея высшего архитектурного образования, построил заводы Генри Форда и более 
500 промышленных объектов для СССР

Промышленность СССР в 1920–30-х годах строили американские и немецкие инженеры. Рассчитывалась советская власть с иностранцами не всегда честно


"Чудо" советской довоенной индустриализации держалось на двух столбах – дармовых и нещадно эксплуатируемых человеческих ресурсах страны советов и иностранной технологической помощи.

Свыше 500 промышленных объектов, созданных в 1930‑х в СССР, спроектировала фирма американского архитектора Альберта Кана. Тракторные заводы в Харькове, Сталинграде, Челябинске, как и ДнепроГЭС, создавали специалисты из Германии и США. Американские инженеры, представители немецкой электрической компании Siemens и самолетостроительного концерна Junkers на несколько лет поселились в Союзе.

Плакат 1930 года. С началом Великой депрессии президент США стимулировал малый частный бизнес. 
По мнению советских идеологов, это отвлекало рабочих от революционной борьбы

Подобное плотное сотрудничество не мешало большевистским идеологам расцвечивать улицы своих городов плакатами с призывами: “Пролетарии всех стран, становитесь на борьбу за свержение капитализма!”

При этом собственных специалистов советский лидер Иосиф Сталин не жалел — начиная с 1928 года чекисты регулярно придумывали для видных деятелей науки и конструкторов различные абсурдные обвинения во вредительстве или шпионаже. После громких судов советские инженеры отправлялись в бараки ГУЛАГа. По одному из таких процессов — Шахтинскому — проходили даже немецкие специалисты. С ними просто не захотели рассчитываться по контракту и выслали из страны.

От Форда к Сталину


В мае 1929 года газета The New York Times сообщала, что архитектору Альберту Кану советская внешнеторговая организация Амторг предложила контракт на $40 млн за проектирование нескольких тракторных заводов. США в ту пору стояли на пороге мощного финансового кризиса — Великой депрессии. Поэтому предложение из далекой России для Кана стало более чем заманчивым.


На строительстве Челябинского тракторного завода был один экскаватор марки Bucyrus, 
произведенный американской компанией Caterpillar. 
В то же самое время советские плакаты призывали к свержению капитализма 



К тому времени он был самым знаменитым архитектором Америки: Кан выиграл конкурс на проект перестройки Детройта, столицы автомобильной империи Генри Форда. Для него же архитектор построил почти все заводы.

Поражающими были темпы строительства американцев. У Кана работали 400 архитекторов и инженеров, которым требовался всего месяц для проектирования большого завода. Еще через пять месяцев предприятие уже было готово к производству.

Первый завод Кана в СССР – Сталинградский тракторный – проектировался и строился в Америке. Потом его разобрали и вместе с оборудованием на 100 кораблях доставили заказчику. Предприятие было точной копией тракторного завода Caterpillar, как и Горьковский автомобильный завод, также спроектированный Каном, являлся копией фордовского автопредприятия.



В 1931 году в СССР была открыта сеть магазинов для иностранцев Торгсин. 
За пять лет своего существования ее чистая выручка составила 273,4 млн руб. 
Этого хватало на строительство десяти крупных заводов 



Американское строительное бюро разместилось в Москве под вывеской Госпроектстроя. Там работали 25 заокеанских специалистов. За три года существования этой организации в ней обучились 4 тыс. советских инженеров.

За три года работы в СССР Кан заработал $2,5 млрд ($250 млрд на современные деньги). Слух о русской щедрости быстро добрался до США. В течение первых восьми месяцев 1931 года Амторг получил более 100 тыс. заявлений на работу в России. И это несмотря на то, что вернувшиеся из Союза соотечественники рисовали далеко не радужную картину советского быта. Один из инженеров Кана Вильям Брасс, прибывший обратно в Америку в 1931‑м, жаловался на “черный рынок, невозможность уехать из СССР, неразвитость юридической системы, тайную полицию и жилищные проблемы”.

Вскоре у Москвы закончилась валюта, основным источником которой был экспорт зерна. В августе 1930‑го, когда подошло время выплатить американской фирме Caterpillar $3,5 млн за оборудование для Челябинского и Харьковского тракторных, а также Ростовского и Саратовского комбайновых заводов, Сталин писал Вячеславу Молотову, наркому иностранных дел: “Заготовки растут, и каждый день вывозим хлеба 1–1,5 млн пудов. Я думаю, что этого мало. Надо поднять теперь же норму ежедневного вывоза до 3–4 млн пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных (Автозавод, Челябзавод и пр.) заводов… Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба”.


Вагонетки для вывоза земли из карьеров под Челябзаводом производил завод сельхозтехники в Барвенково под Харьковом. Он был основан еще в 1910 году


В СССР из‑за этого начался сильный голод. Индустриализация обошлась, кроме золотовалютных запасов, в более 20 млн голодных смертей. В итоге в 1932 году большевики отказали фирме Кана в продлении контракта. Сталин распорядился: “Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредита в Америке предлагаю воспретить дачу новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключенные договоры о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы”.


Немецкий след


О сотрудничестве СССР с Германией в 1930‑х годах в Союзе много говорить было опасно. Бывшая кайзеровская империя после Первой мировой войны была изгоем на мировой политической сцене. Парижским мирным соглашением немцам запретили производить технику для военных целей. В начале 1920‑х годов лидеры покоренной страны на этой почве сошлись с кремлевской верхушкой: началось почти 20‑летие военного сотрудничества Москвы и Берлина.

В 1923‑м немцы перевезли под Москву в деревню Фили завод Юнкерса по производству самолетов. По договору они должны были нанять и обучить местных рабочих для предприятия.



Американские инженеры, строившие Сталинградский тракторный завод, на пути из СССР домой



Большевики обязались платить немецким специалистам по 18 коп. золотом за час работы. Когда велись переговоры, Германия переживала сильную инфляцию, там ходили даже купюры в триллион марок. Поэтому любая зарплата в золотом эквиваленте казалась приличной. Но к 1925 году немцам удалось успешно преодолеть кризис, и их заработок в России выглядел довольно скромным. К тому же русские не всегда были аккуратны в выплатах. Немцы в свою очередь не торопились с разработкой добычи алюминия, необходимого для обшивки самолетов. А это тоже было обусловлено соглашением. В итоге продукция завода в Филях была малопригодна для использования. Предприятие пришлось остановить.

В 1927 году Климент Ворошилов, возглавлявший комиссию военно-воздушных сил Красной армии по ситуации с Юнкерсом, посетил завод. После этого он выступил перед правительством с докладом: “Завод в Филях, стоящий уже почти два года и представляющий по своему оборудованию крупную промышленную единицу, сохраняется очень скверно: в цехах лежит снег сугробами, станки ржавеют. Самолеты с каждым месяцем теряют свою ценность, так как они перевозятся с места на место, разбираются и собираются, перестают быть, в силу этого, новыми самолетами и приобретают все больше физиономию складского имущества”.Самолеты приобретают физиономию складского имущества, - Климент Ворошилов, нарком обороны, о состоянии завода Юнкерс под Москвой после того, как его покинули немецкие инженеры.


Индустриализация
Подневольная дармовая рабочая сила ГУЛага сыграла значительную роль в советской индустриализации


На упреки русских немцы ответили, что местных рабочих они не в состоянии организовать для серьезного производства. Через год вообще чуть было не вспыхнул конфликт между Москвой и Берлином. В 1928 году в городке Шахты Ростовской области начался один из первых процессов по сфабрикованным обвинениям над горными инженерами, которым вменяли вредительство и шпионаж. Среди арестованных были пятеро немецких специалистов. Когда новости о Шахтинском деле просочились в немецкую прессу, в германском обществе это вызвало бурю возмущения.

Советский посол в Берлине сразу же получил ноту протеста. А немецкий посол в Москве Ульрих фон Брокдорф-Ранцау задействовал все свои связи в Кремле для освобождения соотечественников. Для Кремля тогда самой страшной была угроза разрыва экономических отношений с Германией.

Приговор был суров: пять человек расстреляли, 47 отправили в лагеря, немцев отпустили.

Более успешным было сотрудничество с немецкой фирмой Siemens. В 1920‑х она проектировала московский метрополитен. В начале 1930‑х поставляла турбины и оборудование для ДнепроГЭС. Общий проект самой большой в Союзе гидроэлектростанции создавала американская компания Cooper Engineering Company.


Американские специалисты в механосборочном цехе


Всего немецкие и американские профессора на рабфаках подготовили 300 тыс. специалистов. Но об этом международном сотрудничестве в СССР вскоре было забыто на многие годы.

Коментарі

social

Популярні публікації