77 ЛУЧШИХ КОМЕДИЙ В ИСТОРИИ КИНО

Результат пошуку зображень за запитом "топ лучших комедий"

Даже самый суровый любитель артхауса время от времени не прочь расслабиться и от души посмеяться. Ежегодно снимается огромное количество комедий, большинство из которых забывается сразу после просмотра. Но некоторые остаются с нами навсегда. И сколько бы раз мы их не пересматривали, всегда найдется пространство для еще одной улыбки, для еще одного радостного момента. kinowar.com представляет 77 лучших комедий в истории кино.

Составляя этот список:

- мы упоминали только полнометражные фильмы – сериалы в эту статью мы не включаем

- включаем только те фильмы, которые изначально задумывались как комедии. Это означает, что драмы или боевики, в которых есть смешные шутки, пусть даже и в большом количестве, мы оставляем за бортом. Именно поэтому в списке не будет, например, “Последнего бойскаута” или “Убить Билла”, несмотря на то, что посмеяться в этих фильмах есть над чем. По этой причине мы в принципе не включали фильмы Квентина Тарантино в статью, равно как и фильмы братьев Коэнов (и даже “Большого Лебовски”, который очень смешной).

- если у фильма есть несколько частей – мы включаем первую (и в ее описании можем упомянуть остальные, если они заслуживают внимания)

- внутри комедийного жанра мы не исключаем никакие поджанры – это может быть черный юмор, романтическая комедия, комедия абсурда или английский юмор; то же и со странами-производителями – здесь вы встретите и Голливуд, и Советский Союз, и постсоветское кино, и французские, и польские, и итальянские фильмы.

- мы не расставляем фильмы в каком-то номерном порядке – мы не пытаемся определить лучшее из лучшего. Это попросту не нужно.

Поехали.


Горячие головы (Hot Shots!) 1991


Это были лихие девяностые, и Джин Абрахамс развлекался как мог. Этот человек (совместно с братьями Цукерами, о которых мы еще расскажем ниже) в ответе за целое направление пародийных комедий, которые до такой степени погружались в абсурд, что не всякий зритель мог спокойно их воспринимать. Но те, кто мог, были очень довольны.

Основой для сюжетной канвы “Горячих голов” стал фильм “Лучший стрелок” с Томом Крузом. Но при этом в фильме пародировались и обыгрывались сцены из еще более, чем 20-30 фильмов, от вечной классики до недавних на то время хитов (“Танцы с волками”, “Рэмбо”, “Рокки”, “Супермен” и другие). Несмотря на то, что сюжетная линия фильма была логически завершенной, отдельные сцены могли выходить за рамки любой логики – все ради того, чтобы было смешно.

В фильме снялись Чарли Шин (который на тот момент еще пребывал в сознании), Валерия Голино, Кристи Свэнсон и ветеран актерского цеха, Ллойд Бриджес (отец того самого Джеффа Бриджеса).

Вторая часть вышла через два года и стала еще более смешной. На сей раз пародировали такие фильмы как “Рэмбо 2″ (основа сюжета), “Апокалипсис сегодня”, “Основной инстинкт”, “Нет выхода” и многие другие. Да, и на фото выше кадр именно из второй части. И это пародия на фильм “Кикбоксер” с Жан-Клодом Ван Даммом.

Голый пистолет (The Naked Gun: From the Files of Police Squad!) 1988


Культовая, знаковая, памятная, а самое главное, умопомрачительно смешная трилогия о “Голом пистолете” вышла из мини-сериала “Полицейский отряд” с теми же главными героями. На сей раз над картиной работала легендарная тройка Цукер-Абрахамс-Цукер в полном составе. Братья Цукеры (Дэвид и Джерри) и Джин Абрахамс были знакомы еще с детства. В своих фильмах они были записаны под разными позициями в титрах (режиссер, сценарист, продюсер), но это были условности. По факту трое единомышленников составляли единый авторский коллектив, который вместе все придумывал и снимал.

В центре повествования “Голого пистолета” детектив лейтенант Фрэнк Дребин, которого играет Лесли Нильсен. Вместе со своими коллегами из департамента полиции Лос-Анджелеса, такими же придурковатыми и нелепыми, как он сам, Дребин расследуют серьезные заговоры, угрожающие безопасности порой не только города, но и всей страны. Попутно детектив также устраивает свою личную жизнь, пытаясь наладить отношения с женщиной своей мечты, которую играет дочь Элвиса Пресли – Присцилла. Несмотря на всю свою угловатость и местами беспомощность, Дребину удается стать серьезной угрозой для преступного мира.

В “Голом пистолете” пародируются не только известные фильмы, но и обыгрываются стандартные киноштампы. Помимо этого, в картине задействовано много двойников известных политических деятелей 90-х (от Ясира Арафата и Михаила Горбачева до британской королевы (впрочем, в этом смысле с 90-х ничего не изменилось)).

Вторая и третья части не только не уронили уровень, но и сумели каждый раз показывать новые шутки, новые приемы и привлекать новые лица (в третьей части, среди прочего, отметилась супермодель Анна Николь Смит).

Бриллиантовая рука 1969


Резкий переход к советской классике. Нужно ли что-то описывать? Кто не знает этот фильм Леонида Гайдая? Кто не помнит шутки, знакомые с самого детства? “Шеф, все пропало, гипс снимают, клиент уезжает!”, “На его месте должен был быть я… – Напьешся, будешь”, “Наши люди в булочную на такси не ездят”, “Будете у нас на Колыме…”, “По утрам шампанское пьют или аристократы, или дегенераты”, “Еще по сто пятьдесят шампанского – и все” и многие, многие другие.

Мощный актерский состав: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова, Леонид Каневский и незабываемая Светлана Светличная в одной из самых раскрепощенных сцен советского кинематографа. Классика.

Золотой теленок 1968


И еще более мощный актерский состав в другом примере неумирающей классики: Сергей Юрский, Леонид Куравлев, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев. Анатолий Папанов играл Васисуалия Лоханкина, однако ни один из эпизодов с его участием не вошел в картину. Михаил Швейцер поставил фильм по одноименному классическому роману Ильфа и Петрова, и, несмотря на то, что можно произнести традиционную мантру о том, что “книга лучше”, с другой стороны, можно абсолютно спокойно утверждать, что лента получилась не менее достойной, чем ее литературная основа.

Сергей Юрский, по нашему скромному мнению – лучший Бендер. Что касается персонажей Шуры Балаганова и Паниковского, то когда в очередной раз перечитываешь “Золотого теленка”, у тебя в голове Куравлев и Гердт, и никак иначе. Про уровень игры Евстигнеева, полагаем, лишний раз ничего писать не нужно. Фильм был снят до экранизации “12 стульев” и, опять же, по нашему скромному мнению, превосходит ее и в версии Гайдая, и в версии Захарова, о которых ниже.


Двенадцать стульев 1971


Итак, первым за экранизацию “12 стульев” взялся Леонид Гайдай. И у него, забегая наперед, получилось лучше. Он обошелся двумя сериями (что было непросто, роман достаточно длинный). Он решил не слишком экспериментировать с формой и просто сделал смешную комедию, используя шутки от писателей и немного добавляя от себя.

В роли Бендера выступил Арчил Гомиашвили (и это было отличное попадание в образ). В роли Кисы Воробьянинова – Сергей Филлипов. В остальных ролях – весь цвет актерского цеха – Михаил Пуговкин, Наталья Варлей, Наталья Крачковская, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Юрий Никулин, Владимир Этуш, Рина Зеленая и многие другие. Вышло динамично и очень смешно.


Версия Марка Захарова заняла четыре серии, и к ней есть вопросы. Не в том смысле, что фильм не получился смешным – отнюдь, это очень смешная комедия. Но режиссер излишне (на наш субъективный взгляд) увлекся экспериментами с формой, смакованием отдельных моментов и некоторым гротеском. Отметим, правда, что иногда это существенно добавляло картине, но часто лишь затягивало действие, смотрелось чем-то вымученным и ненатуральным.

Если бы рассматривали эту версию отдельно, скорее всего, она не попала бы в наш список. Тем не менее, повторимся, фильм все равно очень смешной и однозначно интересный для просмотра. Вряд ли могло быть по-другому, учитывая и режиссера, и актерский состав. Даже несмотря на то, что образ Бендера – не для Андрея Миронова (в который раз – по нашему скромному мнению). Миронов прекрасно справляется с задачей, как и всегда в своих фильмах, но он просто не Бендер. А вот исполнение Папановым роли Воробьянинова – это однозначная удача. С нашей точки зрения, это более точное попадание, чем роль Филлипова у Гайдая. В остальных ролях сплошь звезды (забавно также, что многие из них играли и в первой экранизации “12 стульев”, только другие роли): Ролан Быков, Олег Табаков, Георгий Вицин (здесь он гробовых дел мастер Безенчук, а в первом фильме играл монтера Мечникова), Любовь Полищук, Татьяна Пельтцер, Лидия Федосеева-Шукшина, Савелий Крамаров (здесь он слесарь Полесов, а в первом фильме – одноглазый шахматист-любитель), Виктор Проскурин, Александр Ширвиндт, Николай Караченцов и многие другие.

Иван Васильевич меняет профессию 1973


И еще одна классическая комедия от Гайдая, которая не нуждается в дополнительных представлениях. “Эта роль ругательная, и попрошу ко мне ее не применять”, “Не узнаю Вас в гриме”, “Какое житие твое, пес смердящий?”, “Танцуют все!”, “Казань брал, Астрахань брал, Шпака не брал”, “И они еще борются за звание дома высокой культуры быта!” и многие другие крылатые фразы, невольно всплывающие в голове.

Отметим лишь, что фильм снят по мотивам пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова “Иван Васильевич” и в нем заняты Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Александр Демьяненко, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева, Наталья Крачковская, Михаил Пуговкин, Владимир Этуш и Сергей Филлипов.


Отпетые мошенники (Dirty Rotten Scoundrels) 1988


И вновь к Голливуду. Кстати, это тоже ремейк (к извечному вопросу “зачем их постоянно снимают?”). В 1964 году был снят фильм “Сказки на ночь” – и роль персонажа Стива Мартина исполнял не кто-нибудь, а сам Марлон Брандо.

Двое аферистов (Майкл Кейн и Стив Мартин) втираются в доверие к женщинам и выманивают у них деньги. Молодой и перспективный (Мартин) начинает обучаться у более опытного. Но очень скоро становится понятно – небольшого курортного городка для двух проходимцев не хватит. Кто-то один должен уйти. И уйдет тот, кто проиграет в принципиальном сражении: очередная жертва выбрана, нужно получить от нее деньги раньше своего соперника.

Очень стильная, тонкая и смешная комедия.

Житие Брайана по Монти Пайтон (Life of Brian) 1979


Собственно, в список можно было вставить все фильмы Монти Пайтон. Но тогда пришлось бы вставить все комедии каждого талантливого режиссера или каждой культовой группы единомышленников, что автоматически изменило бы материал до вида “237 лучших комедий”, а такие гигантские лонгриды попросту никто не читает. Поэтому мы вставили только один фильм от Монти Пайтон. Подчеркнем, не лучший, а просто один из их фильмов. Потому что если вы не смотрели их картины – просто пересмотрите все, начиная с любой.

Все слышали о Монти Пайтон, но очень немногие их смотрели. Основная причина – это было давно, восприятие несколько раз успело поменяться, революционность идей уже не такая радикальная, а вот загадочность и специфичность истинно английского юмора все та же. Иными словами, ты обрекаешь себя на просмотр полутора часов гротеска и очень специфического капустника, который совершенно необязательно будет тебе понятным. Более того, вполне вероятно, что тебе даже не будет смешно. А когда ты кому-то скажешь, что тебе было не слишком понятно и не очень смешно, тебе скажут, что ты, вероятно, еще не дорос до настоящего искусства и истинно тонкого юмора, и твой удел – мультфильмы Pixar и старые выпуски Comedy Club. Вот и спрашивается: зачем же я буду это смотреть? И знаете что? Мы даже не будем пытаться вас переубедить.

Но если вы все же рискнете, то может статься, что не пожалеете. Эта история рассказывает о том, как волхвы промахнулись и принесли дары не тому ребенку – не Иисусу, а обычному парню, Брайану. И поэтому теперь Брайана все считают мессией. В фильме много пародий, высмеивания штампов и стереотипов, а также движений фанатиков.

Да, забыли сказать: если вы очень серьезно относитесь к религии и всему, с ней связанным, вам вряд ли понравится это кино и вообще творчество Монти Пайтон.

Рыбка по имени Ванда (A Fish Called Wanda) 1988


К созданию этой комедии также причастен один из членов группировки Монти Пайтон – Джон Клиз. Он исполняет одну из главных ролей, а также является одним из авторов сценария. Несмотря на это, здесь куда меньше активных провокаций против общественных устоев и гораздо более простой и понятный юмор для широкой аудитории. Правда, очень часто, он достаточно черный (впрочем, это не идет ни в какое сравнение с уровнем черного юмора, например, в фильмах братьев Уайанс или братьев Фаррелли – в “Рыбке” все куда более тонко и даже изящно). Одним словом, это действительно очень смешная комедия.

Банда ограбила ювелирную компанию, но ее участники не собираются делить добычу поровну. Начинаются интриги и разборки, во многом замешанные на том, что почти все участники процесса считают себя любовниками красавицы Ванды (Джейми Ли Кертис), которая также пытается повернуть все происходящее в свою сторону. Водоворот сюжетных линий постоянно приводит к очень комичным ситуациям.

В фильме также занят Кевин Клайн, получивший за эту роль Оскар (лучшая мужская роль второго плана).

Укрощение строптивого (Il Bisbetico domato) 1980


Разворот “Укрощения строптивой” Шекспира: Орнелла Мути, прекрасная жительница большого города, пытается укротить более чем своеобразного обитателя итальянской деревни. Сделать это будет совсем непросто, даже несмотря на все выдающиеся таланты девушки, ведь в роли строптивого хозяина винодельного бизнеса сам Адриано Челентано. Сложно сказать, были бы эти шутки такими же смешными в исполнении менее талантливых актеров. Впрочем, зачем гадать – ведь на экране именно эта великолепная пара.

В джазе только девушки (Some Like It Hot) 1959


Еще одна вечная классическая комедия, о которой не нужно ничего рассказывать. Джек Леммон, Тони Кертис и невероятная Мэрилин Монро в шедевре комедийного жанра от Билли Уайлдера.

Тутси (Tootsie) 1982


Одна из лучших ролей Дастина Хоффмана. Знаковая комедия 80-х. Режиссером и продюсером выступил легендарный Сидни Поллак. Десять номинаций на Оскар – Джессика Лэнг получила его за лучшую женскую роль второго плана. В одной из ролей второго плана – Джина Дэвис.

Хоффман играет актера, который никак не может удержаться хотя бы на одной из работ – режиссеры его не выдерживают из-за постоянного стремления сделать все идеально. Однажды он видит, как актриса проваливается на пробах на роль администратора клиники в очередной мыльной опере и решает загримироваться в женщину и попробовать получить эту же роль самому. И у него получается. Более того, персонаж нравится зрителям, которые и не подозревают, что его играет мужчина. Ситуация усложняется тем, что коллеги также не знают, что под гримом скрывается актер мужского пола, а одна из коллег персонажу Хоффмана очень нравится. Он начинает сближаться с ней, поддерживая тесные дружеские отношения как Дороти, но как ему теперь перейти к близким отношениям как Майкл?

Энни Холл (Annie Hall) 1977


Все, чего касается рука Вуди Аллена, мгновенно становится классикой. Как и в случае с Монти Пайтон, мы просто могли бы разместить в этом списке все фильмы этого режиссера и сценариста. Остроумию и чувству юмора Аллена завидовать абсолютно не грех, настолько высокого и утонченного оно уровня. “Энни Холл” – одна из лучших лент мастера и, в принципе, один из лучших фильмов в истории (в том числе, согласно рейтинга IMDb Top 250). Четыре Оскара от американской киноакадемии.

Фильм рассказывает об отношениях комика-еврея, который во всем видит антисемитский заговор (его играет сам Аллен), и начинающей певицы (ее играет Дайан Китон).


Сверкающие седла (Blazing Saddles) 1974


В мире комедии достаточно икон. Одна из них, несомненно – Мел Брукс. Его юмор не столь утонченный, как и Вуди Аллена, но от этого он не становится менее смешным. Брукс ответственен за несколько самых смешных комедий в истории, он бесстрашный новатор и человек, которого не в состоянии остановить общественное мнение. Кроме того, в 1970 году он поставил “12 стульев” в США – это ли не поступок?

“Сверкающие седла” – пародия на жанр вестерна, в котором снялись сам Брукс и великолепный Джин Уайлдер. Все стандартные приемы фильмов о лихих ковбоях и стрелках тут представлены, обыграны, а иногда и перевернуты с ног на голову. Чего стоит черный шериф.

Робин Гуд: Мужчины в трико (Robin Hood: Men in Tights) 1993


Снова Мел Брукс, и снова пародия. На сей раз, базовым фильмом для сюжетной линии выступил “Робин Гуд: принц воров” с Кевином Костнером и Морганом Фрименом, снятый двумя годами ранее. Помимо этого, обыгрываются эпизоды из фильмов “Крестный отец”, “Малколм Икс” и многих других. Есть даже отсылка к самому себе – к фильму “Сверкающие седла”.

Космобольцы (Космические яйца) (Spaceballs) 1987


Эта лента Мела Брукса – пародия на “Звездные войны”. Приобрела абсолютно культовый статус в 80-х, в эру видеосалонов. Цитаты вроде “Мой Шварц сильнее твоего” до сих можно слышать в разговорах поколения. Задействован весь цвет комедийного актерского цеха того времени – Рик Моранис, Джон Кэнди, Майкл Уинслоу (в “Полицейской академии” этот персонаж имитировал любые звуки – тем же он занимался и в этом фильме), Билл Пуллман и сам Мел Брукс.

Охотники за привидениями (Ghost Busters) 1984


Да, формально это фантастический приключенческий фильм. Но мы все понимаем, что это лишь антураж, главное в этой картине – комедийный спектакль от Билла Мюррея, Дэна Эйкройда, Сигурни Уивер и Рика Мораниса под руководством режиссера Айвана Райтмана. И пусть вас не смущает рейтинг новой версии “Охотников за привидениями” с женским составом и Крисом Хемсвортом на подхвате. Эту неудачу скоро все забудут. А вот классическая версия “Охотников” еще долго будет в любых топах комедийного жанра.

Продолжение также вышло достаточно толковым (оно вышло через 5 лет, в 1989 году).

Выпускник (The Graduate) 1967


Еще одна из культовых комедий с Дастином Хоффманом. Одна из первых его ролей, которая сразу же сделала его звездой. В режиссерском кресле тогда начинающий, а позднее – один из знаковых режиссеров Голливуда, Майк Николс. Хоффман играет совсем юного выпускника вуза, которого соблазняет взрослая уже замужняя женщина. Как всегда, есть еще одна девушка, молодая, которая нравится герою Дастина. На игре желаний и истинных устремлений героев и строятся все комедийные повороты сюжета.

Отдельно отметим волшебную музыку к фильму от Simon and Garfunkel.

Аэроплан (Airplane!) 1980


Еще одна пародийная комедия от трио Цукер-Абрахамс-Цукер. Основой для пародии выступила лента “Взлетно-посадочная полоса 08″, но по сути, это обыгрывание любой ленты-катастрофы самолетов, причем как снятой до выхода “Аэроплана”, так и снятой после – принципиально ведь ничего не меняется. В главных ролях Лесли Нильсен, Роберт Хейс и Ллойд Бриджес. Чтобы понять степень гротеска, скажем также, что в роли одного из пилотов снимается Карим Абдул-Джаббар, легенда НБА и Лос-Анджелес Лейкерс ростом 218 сантиметров. Один из пассажиров, школьник, постоянно говорит ему о том, что узнал его, “ты – Карим Абдул-Джаббар”, а тот ему постоянно отвечает, что он простой пилот, и мальчик обознался.


Молодой Франкенштейн (Young Frankenstein) 1974


Еще одно творение Мела Брукса с Джином Уайлдером в главной роли. История доктора Франкенштейна, рассказанная, как вы понимаете, под куда более чуднЫм углом. Отличная компания главных героев – сам доктор, его помощники, его монстр, из которого пытаются сделать джентльмена. Выдающийся вокально-танцевальный номер “Puttin’ On the Ritz” в исполнении доктора и его монстра. И много других смешных гэгов и ситуаций.

Когда Гарри встретил Салли (When Harry Met Sally…) 1989


Одна из самых известных комедий Билли Кристала, одна из самых памятных ролей Мег Райан. Одна из самых памятных сцен – Райан имитирует оргазм в кафе, а затем пожилая женщина говорит официанту: “Мне то же самое, что и ей”.

Один из самых маститых режиссеров Голливуда, Роб Райнер (“Несколько хороших парней”, “Останься со мной”, “Принцесса-невеста”, “Мизери”) снял романтическую комедию об отношениях, о том, как женщины и мужчины оценивают разницу между дружбой и интимными отношениями, о том, возможна ли в принципе дружба между мужчиной и женщиной. Вечные вопросы, а потому и очень хороший фильм на эту тему всегда актуален.

Заводила (Король кегельбана) (Kingpin) 1996


Братья Фарелли, Питер и Бобби, в комических приемах не стесняются. Если шутки ниже пояса – значит, ниже пояса, если черный юмор – значит, такой черный, чтобы уже наверняка. Главное, чтобы было смешно. И у них получается. Да, это не всегда шедевры и уж точно не уровень Стива Фрая и Вуди Аллена, но первичная функция комедии – рассмешить – выполняется. И если в “Кое-что о Мэри”, “Тупой и еще тупее” и “Я, снова я и Ирэн” нижепоясность практически полностью затмевает остальные достоинства фильма, то в “Заводиле” выдержан баланс черного юмора и здравого смысла. Один из немногих случаев в комедийной практике, когда сюжет действительно интересен, для зрителя важно, что же произойдет дальше. Можно даже сказать, что интрига держит до самого финала, да и сам финал весьма не голливудский, что вдвойне шокирует с учетом понимания персоналий братьев-режиссеров.

Невероятный Билл Мюррей (одна из лучших его ролей), столь же роскошный Вуди Харрельсон, Рэнди Куэйд в роли сельского простака и очень, очень красивая Ванесса Энджел.

Золотая лихорадка (The Gold Rush) 1925


Когда мы начинали писать эту статью, мы решили не делать ее подборкой мировой классики, то есть не отмечать просто всем известные фильмы или фильмы, оказавшие влияние на жанр и развитие кино в целом. Мы хотели просто написать о действительно смешных комедиях.

С другой стороны, не отметить Чарли Чаплина и Бастера Китона, когда ты пишешь статью о лучших комедиях, это как-то странно. И даже не из-за их статуса легенд и икон, а по все той же причине – они делали действительно очень, очень смешные фильмы. Поэтому, чтобы не включать сюда всю их фильмографию (особенно Чаплина, у него много комедий “со слезой”), мы решили включить по одной их ленте, предположительно, самой веселой (или не самой, но хотя бы веселой).

У Чаплина мы выбрали “Золотую лихорадку”. Нет смысла долго что-то описывать: если вы видели хотя бы один фильм Чаплина, вы понимаете, что он мастер гэгов и умудряется в кино без звука рассмешить зрителя до колик в животе. Как ему это удавалось делать из фильма в фильм, загадка. Или он гений, или сделки с дьяволом все же не вымысел. В “Золотой лихорадке” постоянный персонаж Чаплина, бродяга, отправляется вместе с огромным количеством желающих разбогатеть на Аляску на золотые прииски. В поисках золота сначала все находят лишения и массу бытовых трудностей. Но именно обыгрывая все эти моменты, Чаплин и создает полтора часа немого черно-белого веселья.

День сурка (Groundhog Day) 1993


Гарольд Рамис (он же Игон из “Охотников за привидениями”) поставил всеми любимую историю о том, как Билл Мюррей каждое утр просыпается внутри одного и того же дня. И ему приходится заново проживать все те же события, которые с ним уже происходили. Это не только одна из лучших комедий, но и один из лучших фильмов в истории кино в целом (версия IMDb Top 250 сказанное подтверждает).

Помимо Билла Мюррея в картине также снялась великолепная Энди Макдауэлл.

Большой (Big) 1988


Сейчас об этом уже даже как-то непривычно говорить, но когда-то Том Хэнкс был комедийным актером. И одной из самых памятных его ролей стал персонаж из фильма Пенни Маршалл “Большой”. Фабула очень простая: мальчик очень сильно желает стать большим и взрослым, чтобы все проблемы детской жизни остались далеко позади. И его желание исполняется… наполовину. Он просыпается все тем же мальчишкой, но в теле уже взрослого Тома Хэнкса. А отсюда и все комедийные ситуации, которые возникают с родителями, девушками, друзьями-детьми и многие другие.

Кто такой Гарри Крамб? (Who’s Harry Crumb?) 1989


Джон Кэнди на пике. Уникальный комедийный актер перевоплощается в множество образов, играя неуклюжего (да и попросту слегка туповатого) детектива Гарри Крамба. Как и Лесли Нильсен в образе Фрэнка Дребина, несмотря на собственную недалекость, Крамб умудряется раскрывать загадочные дела и ловить преступников. Чем еще больше бесит всех окружающих, особенно тех, кто поручает ему дело, думая, что он все завалит…


(Once Upon a Crime…) 1992


Еще одна комедия с участием Джона Кэнди. Но тут он блистает не один, а в компании маститых актеров: Джеймс Белуши, Сибилл Шепперд, Орнелла Мути, Шон Янг, Джанкарло Джаннини и великолепный Джордж Хэмилтон. Три семейные пары оказываются замешанными в дело об убийстве миллионерши в Монте-Карло. А начиналось все куда более оптимистично: одна из пар везла найденную собачку этой богатой женщине, чтобы получить вознаграждение. В итоге, пытаясь отвести от себя подозрение, все участники процесса еще более увязают во все новых и новых проблемах, и инспектору местного уголовного розыска приходится совсем непросто. А зрителям все это время, напротив, очень весело.

Шерлок младший (Sherlock Jr.) 1924


Добрались и до мастера лица без улыбки – Бастера Китона. Не будем обсуждать его влияние на современный кинематограф (даже Джеки Чан говорил, что его трюки часто были вдохновлены Китоном, например, велосипедная погоня в “Операции А”). Просто коротко обрисуем сюжет “Шерлока младшего”: киномеханик увлекается рассказами о Шерлоке Холмсе и сам мечтает быть таким же находчивым детективом. Но когда его соперник подстраивает так, что на героя Китона падает подозрение о краже часов отца его девушки, он никак не может защититься. В итоге, ему остается лишь во сне прямо на рабочем месте видеть, каким ловким детективом он может быть при расследовании дела о краже ожерелья…

В этом фильме присутствует также одна из самых знаменитых сцен погони в карьере Бастера Китона (и в целом в истории кино) – многие помнят эпизод, где его герою практически приходится чинить железнодорожный путь перед уже едущим поездом, на котором мчится он сам. В процессе съемок Китон получил перелом позвонков, но, тем не менее, доиграл сцену. Впоследствии, серьезные боли мучили актера и режиссера до конца его жизни.


Миссис Даутфайр (Mrs. Doubtfire) 1993


Вне всякого сомнения, Робин Уильямс – один из лучших комедийных актеров в истории кино (не умаляя его заслуг как драматического актера). “Миссис Даутфайр” – яркая иллюстрация того, почему это так. Когда у отца забирают возможность видеться с детьми чаще раза в неделю после развода, он находит способ быть рядом со своими чадами. Для этого он становится нянькой. В прямом смысле этого слова. Чтобы его не узнала жена и знакомые, он переодевается в пожилую женщину и гримируется. Полное перевоплощение Уильямса (интересно также смотреть за процессом подбора образа няни), одновременно комичная и трогательная роль (как всегда у этого тонко чувствующего образ актера).

В фильме также заняты Салли Филд и Пирс Броснан (кстати, именно ему миссис Даутфайр показывает средний палец на фото).

Режиссер – Крис Коламбус. Это человек, который поставил “Двухсотлетнего человека”, “Гарри Поттер и философский камень” и…

Один дома (Home Alone) 1990


… и, все верно, “историю о мальчике, которого под Новый год теряют родители, за которую кто-то продал душу дьяволу”, как выразилась Сальма Хайек в роли Музы в фильме “Догма”. Да, мы знаем, что теперь принято воротить нос и говорить, что этот фильм слишком примитивен и переполнен туповатыми шутками, рассчитанными на животные инстинкты зрителей, а второй фильм и вовсе полностью сделан по схеме первого (это, кстати, абсолютная правда), и что ни в какое сравнение с “по-настоящему смешными комедиями” это не идет, но согласитесь, что как бы то ни было, как минимум, при первом просмотре, вы ржали как сумасшедшие. И во второй раз, скорее всего, тоже. И если сейчас посмотрите – снова будете смеяться. Потому что это просто классная комедия. А выше пояса шутки или чуть ниже, дело десятое.

Помимо золотого мальчика Маколея Калкина, в картине также заняты Джо Пеши (шикарная смена амплуа с гангстера и крутого парня на комедийного придурка-воришку) и Дэниел Стерн. В эпизоде появляется Джон Кэнди, а одного из братьев Кевина Маккалистера играет реальный младший брат Калкина – Киран (вы можете его помнить по появлениям в “Правилах виноделов”, “Муви 43″ и втором сезоне “Фарго”).

Аладдин (Aladdin) 1992


Первое, что хотелось бы сказать, рассказывая об этом чудесном мультфильме – Джинна озвучил Робин Уильямс. Теперь вы понимаете, почему его персонаж такой крутой?

Один из лучших диснеевских мультфильмов, собравший, страшно сказать, больше 500 миллионов долларов (это в 94-м то году!). Непрекращающиеся шутки и ограниченное количество лирики и соплей (что не слишком типично для Диснея). Не исключаем, что тут велико было влияние Робина Уильямса (тем более, поговаривают, что он очень часто исполнял свои части диалогов в режиме полной импровизации – кстати, именно за это уволили актера, которого Уильямс играл в “Миссис Даутфайр”).

История Аладдина, Джинна, злого волшебника и прекрасной принцессы стоит особняком в диснеевской фильмографии. Да, а еще это чудесные обезьянка Абу (помощник Аладдина) и попугай Яго (помощник злобного мага Джафара).


Джентльмены удачи 1971


Сюжет, в котором школьного учителя, который как две капли похож на уголовника-рецидивиста, внедряют в банду, чтобы найти украденный золотой шлем Александра Македонского, вполне подошел бы для детектива или триллера. Но фильм снимали в Советском Союзе, одним из авторов сценария был Георгий Данелия, а в главных ролях снялись Евгений Леонов, Георгий Вицин и Савелий Крамаров. Поэтому получилась комедия. Но зато – на века.

Количество крылатых фраз просто не поддается подсчету, а музыка Геннадия Гладкова узнаваема с первых тактов. Классика, которую вы вряд ли не смотрели (в смысле, вряд ли вы смотрели это меньше, чем раз двадцать).

Операция “Ы” и другие приключения Шурика 1965


Три легендарные новеллы от Леонида Гайдая, которые объединены одним героем – Шуриком. Его сыграл Александр Демьяненко, что мгновенно сделало актера звездой. В фильме занята кочующая по картинам Гайдая великолепная троица (Вицин, Никулин, Моргунов) – Трус, Балбес и Бывалый. А помимо этого – Виктор Павлов, Михаил Пуговкин, Владимир Басов, Рина Зеленая, Алексей Смирнов, Наталья Селезнева и Валерий Носик. С таким созвездием невозможно снять что-то меньшее, чем шедевр.

За двумя зайцами (За двома зайцями) 1961


Уникальная, стоящая особняком комедия от киевской киностудии имени Александра Довженко. По мотивам классики Ивана Нечуя-Левицкого “На Кожемяках” Виктор Иванов поставил фильм, мгновенно разошедшийся на цитаты. Свирид Петрович Голохвостый вполне оправдывал свою фамилию, поскольку цирюльня его прогорела, сбережений у него не было, да и особым талантом к труду и ведению бизнеса он не отличался. Чтобы как-то решить свои финансовые затруднения, он решает жениться на неприятного вида и характера барышне Проне Прокоповне. Только вот ей и ее родителям он не говорит, что уже банкрот. Напротив, представляется очень богатым и стильным господином по фамилии Голохвастов. Параллельно он также пытается добиться внимания простой девушки Гали, которая ему нравится.

Проня Прокоповна и ее родители, со своей стороны, несмотря на простое сельское происхождение и такой же не утонченный быт, также пытаются предстать в лучшем свете. Именно эти попытки казаться не тем, чем ты на самом деле являешься, оказаться в высшем обществе, откреститься от родственных и дружественных связей ради псевдосветского лоска и составляют основной материал для множества шуток. И именно эти ухищрения ради того, чтобы предстать стильным и успешным перед публикой, так напоминают день сегодняшний. Что не дает комедии устареть.

В главных ролях шикарные Олег Борисов и Маргарита Криницына.

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен 1964


В этом фильме прекрасно все. И шутки, и атмосфера детского лагеря, и Евгений Евстигнеев в роли его директора, и вообще все. Костя Иночкин переплыл реку без разрешения, за что его исключают из лагеря. Но Костя решает, что если он придет домой, его бабушку хватит инфаркт, и он ее, фактически, убьет таким поступком. Поэтому мальчик прячется в лагере, а его друзья помогают ему едой и компанией. Проблема только в том, что близится родительский день, а значит бабушка должна приехать к внуку в гости…

Режиссер – Элем Климов, который, среди прочего, снял такие развлекательные ленты как “Агония” и “Иди и смотри”.


Любовь и голуби 1984


Владимир Меньшов снимал кино как режиссер не так часто, но очень метко. И дело даже не в Оскаре за “Москва слезам не верит”. Просто почти каждая его картина становилась классикой почти мгновенно и транслируется по ТВ долгие-долгие годы (в интернете, понятно, принудительного просмотра нет, но “Любовь и голуби” вы без труда найдете в любом онлайн-кинотеатре, и очень часто в топе таких категорий как “Наше кино” и “Комедии”).

История о том, как хочется высокой любви, или наоборот, простых приземленных бытовых отношений, и как это сочетается с суровой окружающей реальностью. Интеллигенции не хватает крепкого мужского плеча, деревенским жителям опостылела ежедневная рутина, но следовать за своими желаниями далеко не всегда так уж приятно и безопасно. И пусть реальность в фильме выглядит несколько лубочной, суть человеческих отношений от этого особо не меняется. Да и прекрасно, в конце концов, что режиссеру удалось донести все свои вопросы и ответы не в режиме трэша или чернухи, а в форме трогательной комедии, которая заставляет смеяться даже при котором уже по счету просмотре.

Отличные актерские работы – Александр Михайлов, Людмила Гурченко, Нина Дорошина и неповторимый Сергей Юрский (кстати, ему в фильме всего 49, несмотря на роль глубокого деда).

Ширли-мырли 1995


Этот фильм Владимира Меньшова не так известен, как предыдущий в этом списке. Дело то ли в смутных 90-х, когда части людей, возможно, было попросту не до кино, то ли в более специфическом юморе (не то чтобы “Голый пистолет”, но гротеска и юмора абсурда и черного куда больше). Так или иначе, комедия очень смешная, а фраз “на вынос” из фильма не меньше, чем в “Любовь и голуби”. “Такой засол, дай бог каждому”, “Всех отпустить? И Суходрищева?”, “Аналогичный случай был в 1982 году в Мытищах”, “Этого пидора в Химках видел, деревянными членами торговал” и многие другие. А начинается все с похищения алмаза такого крупного, что его продажа может спасти экономику страны единомоментно.

Актерский состав не оставляет шансов на неудачу: Валерий Гаркалин, Вера Алентова, Инна Чурикова, Армен Джигарханян, Игорь Угольников, Леонид Куравлев, Любовь Полищук, Олег Табаков, Нонна Мордюкова, Лев Борисов, Ролан Быков, Олег Ефремов, Евгений Весник – даже если участие ограничивалось не слишком большим эпизодом, это все равно того стоило.


Головоломка (Inside Out) 2015


Весьма свежее, но от того не менее смешное и удачное поступление. Замечательный мультфильм о том, что происходит в человеческой голове. У нас всех есть оптимистичное начало, радость, но есть и сомнения, грусть, апатия, а кроме того, разумеется, и попросту дурь. Все это представлено в формате персонажей в голове маленькой девочки (и аналогичных в головах ее родителей). И эти полярные персонажи общаются между собой, сообща или вопреки друг другу принимая решения по всему, что девочка скажет или сделает. Рекомендуется к просмотру всем, независимо от возраста.


Блеф (Bluff storia di truffe e di imbroglioni) 1976


Итальянские комедии были весьма востребованы в советском прокате и на ТВ. И первой звездой таких комедий был, разумеется, Адриано Челентано. Он играл либо безупречно крутого парня, либо недоумка. И в обоих случаях безумно нравился публике.

В “Блефе” компанию ему составила еще одна легенда – Энтони Куинн. Криминальная комедия о том, как одна мафиози с помощью другого мафиози устраивает побег третьего, чтобы ему устроить нелегкую жизнь. А парочка (Челентано и Куинн), оказывается, в сговоре, и нелегкую жизнь собираются устроить уже самой коварной даме.


Тот самый Мюнхгаузен 1979


Марка Захарова мы уже упоминали в статье в связи с не самой удачной (относительно, конечно) экранизацией “Двенадцати стульев”. Но это совершенно не означает, что у режиссера не было смешных комедий. Куда там. Легендарный создатель культовых фильмов, которые были чем-то значительно большим, чем просто веселые истории. Это одновременно и сатира, и юмор, и драма, и очень часто трагедия – трагедия обычной человеческой жизни в рамках общества, которое его окружает. Все перечисленное относится и к “Тот самый Мюнхгаузен”. Это комедия, очень смешная, но это и сатирический слепок с общественного мнения, которое всегда пытается задавить меньшинство или отличающегося индивидуума. Порой это трагично, а порой и вовсе страшно.

Впрочем, как рекомендовал Олег Янковский в роли Мюнхгаузена, не стоит все воспринимать слишком серьезно. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь.

Отдельно отметим выдающуюся музыку Алексея Рыбникова.

Роксана (Roxanne) 1981


Для тех, кто фильм не видел, объясним так, чтобы было понятно – это постановка классической пьесы “Сирано де Бержерак”. Только время действия изменено на настоящее (80-е). Роль Сирано де Бержерака, человека с исключительно длинным носом, который считает себя уродливым, но при этом столь же исключительно остроумного и талантливого в поэзии и риторике, являлась (и является, надо полагать) целью для многих хороших актеров. В свое время Сирано играли Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье, Константин Райкин и, естественно, Сергей Безруков. В фильме Фреда Скеписи эту роль исполнил великолепный Стив Мартин. Его возлюбленную сыграла Дэрил Ханна.

Возможно, в голливудской версии не так много трагедии, но зато, помимо массы хорошего юмора, здесь достаточно четко доносится мысль о том, что внутренняя красота гораздо важнее внешней.


Покровские ворота 1982


Михаил Козаков (а это мужчина с фото ниже) поставил фильм на все времена. Одна из первых ролей Олега Меньшикова, после которой он моментально стал звездой. Такой позитивный и вдохновляющий фильм, можно даже сказать, наивный, вот только за этой внешней наивностью стоит мудрость Козакова, который к моменту съемок успел набраться жизненного опыта, но не успел зачерстветь и огрубеть. Когда историю молодых, их чувств, влюбленностей и порывов снимает взрослый умный человек – это замечательно.

Жизнь в советской коммунальной квартире, брак, развод, поиски нового себя – из всего этого можно было бы состряпать знатную чернуху или не слишком динамичный артхаус. Козаков решил сделать по-другому. Олег Меньшиков, Анатолий Равикович, Леонид Броневой, Елена Коренева, Инна Ульянова, Виктор Борцов, совсем молодая еще Татьяна Догилева в фильме, который не может не нравиться.

Здравствуйте, я ваша тетя! 1975


В этом фильме тот самый Михаил Козаков играет “старого солдата, который не знает слов любви”. Он пытается объясниться в своих неискренних чувствах донне Розе… как и еще несколько мужчин, поскольку эта дама очень богата. Ужас ситуации для персонажей Армена Джигарханяна и Михаила Козакова в том, что никакая это не донна Роза. Это безработный, который изображает богатую тетушку нанявших его двух молодых джентльменов.

“Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь” – и еще много крылатых фраз от Александра Калягина, Армена Джигарханяна, Валентина Гафта и Михаила Козакова. Также в фильме произошло не слишком частое появление на большом экране знаменитой ведущей Татьяны Веденеевой.


Старики-разбойники 1971


Эльдар Рязанов – это всегда чуть грустная улыбка. Это когда вроде бы и комедия, и тебе регулярно очень смешно, но ты понимаешь, что время от времени подступает комок к горлу, или слезы к глазам, или что-то еще, в зависимости от того, насколько вы толстокожи. Иными словами, Рязанов хоть и мастер комедии, но очень далек от съемок развлекаловки. Он всегда за настоящее драматическое искусство.

Это не киношный вымысел, это реальность: каким бы ты ни был профессионалом, ты вряд ли будешь незаменимым до конца своих дней. Если вам хотя бы 35, вы знаете, как осторожно смотрят на вас специалисты по персоналу. Если 45 – эй, ребята, держитесь за свою работу, потому что другую вам, скорее всего, уже никто не даст. Вам 55? 65? Во-первых, примите поздравления – не каждый в наши дни так может. А во-вторых, как там на даче, порядок навели? Ведь на работу вы уже не ходите, это же очевидно.

Так и героям Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева приходится доказывать свою состоятельность достаточно нестандартным путем. Поскольку они занимаются расследованием преступлений, а по возрасту в их навыках начинают сомневаться, они решают сначала организовать преступление века, чтобы потом с триумфом его раскрыть. Вот только легче сказать, чем сделать.

Как всегда в фильмах Рязанова, актерскую компанию Евстигнееву и Никулину было кому составить: Андрей Миронов, Георгий Бурков, Ольга Аросева, Лев Дуров, Валентина Талызина, Готлиб Ронинсон и Александр Ширвиндт.

Братья Блюз (The Blues Brothers) 1980


Уникальная комедия – не только из-за отличного юмора и нестандартных шуток, но и по причине шикарного подбора легендарных музыкантов, играющих или самих себя, или персонажей фильма. Братья Блюз, которых играют Джон Белуши (не путать с Джеймсом Белуши) и Дэн Эйкройд, обнаруживают, что сиротский приют, в котором они росли, закроют через 11 дней, если не будет выплачен налог в 5000 долларов (по тем временам, сумма более внушительная, чем сейчас). Старший брат говорит, что принесет деньги, через полчаса (потому что он только что вышел из тюрьмы, преступить закон для него – не проблема), но смотрительница приюта говорит, что не возьмет денег, полученных с помощью преступных действий. Братьям приходится вновь собирать свою группу и зарабатывать деньги честно, тем, чем они умеют – играя блюз. Вот только даже самые честные их действия приносят им и окружающим немало проблем…

Кэб Кэллоуэй, Джеймс Браун, Джон Ли Хукер, Рэй Чарльз и Арета Франклин в качестве музыкальной поддержки. Сиквел “Братья Блюз 2000″ был снят через двадцать лет и уже без Джона Белуши (он умер в 1982 году), но такой степени популярности он не получил (кстати, в нем еще раз появились Арета Франклин и Джеймс Браун, а также поучаствовали Би Би Кинг и Эрик Клэптон).

Гараж 1979


Замечательный фильм Эльдара Рязанова о том, как личная выгода и благополучие легко затмевают человеческие отношения, понимание, способность прислушаться к другим людям. Во время собрания гаражного кооператива выясняется, что гаражей будет построено меньше, чем участников, собственно, кооператива. Кого-то придется оставить за бортом – только вот кого? Чтобы решить этот вопрос, собранию приходится провести бессонную ночь в активной и не самой приятной дискуссии.

Валентин Гафт, Ия Саввина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Леонид Марков, Вячеслав Невинный, Анастасия Вознесенская, Глеб Стриженов, Семен Фарада, Борислав Брондуков в фильме, который можно пересматривать бесконечно.

Три амигос! (¡Three Amigos!) 1986


Простая и бесшабашная комедия о трех актерах, которые думали, что разыграют небольшой спектакль перед публикой. Оказалось, что жители небольшой деревни решили, что они не просто артисты, а настоящие наемники, которые помогут разобраться с бандитами. И наняли их, как в “Великолепной семерке”. Дальше много и смешного, и чуть трогательного. В главных ролях великолепная троица – Стив Мартин, Чеви Чейз и Мартин Шорт.

Карнавальная ночь 1956


Нужно ли писать что-то об этом фильме Эльдара Рязанова? Мы думаем, не нужно.


Боги, наверное, сошли с ума (The Gods Must Be Crazy) 1981


Очень своеобразная, уникальная комедия. Цивилизация сталкивается с племенами в Африке. Происходит это в тот момент, когда из самолета выбрасывают обычную бутылку Coca-Cola. Для среднего американца это самый обычный предмет, а вот для жителей племени – нечто, с чем они никогда не сталкивались. Сначала этот подарок небес приносит много пользы, но затем из-за него начинаются ссоры, слезы и драки. Один из членов племени решает, что боги сошли с ума, посылая такую вещь им, и решает избавиться от нее. Тут-то и начинаются основные приключения на столкновении миров – первобытного и цивилизованного.

Впоследствии были сняты сиквел и приквел фильма.

Ничего не вижу, ничего не слышу (See No Evil, Hear No Evil) 1989


Волшебный дуэт Ричарда Прайора и Джина Уайлдера. Режиссер – Артур Хиллер. Двое друзей – слепой темнокожий и глухой белый – попадают в переплет. Они становятся свидетелями преступления. Проблема, однако, в том, что глухой не видел убийцу. И слепой, как вы понимаете, тоже – он его только слышал. С таким набором свидетельств они сами попадают под подорение и вынуждены распутывать дело, как могут. А могут они это делать только производя нереальное количество проблем и смешных ситуаций.

В фильме также снимались Джоан Северанс и Кевин Спейси.

Дежа вю (Déjà vu) 1989


Чудесная советско-польская комедия. Режиссер – Юлиуш Махульский, тот самый, который поставил “Ва-банк”, “Кингсайз” и “Секс-миссию”. Американский гангстер скрывается от возмездия мафии в Одессе. Мафия присылает своего лучшего киллера. Вот только киллеру приходится столкнуться не только с сопротивлением самого гангстера, но и с жестокой реальностью СССР 20-х годов.

В главной роли – Ежи Штур, также в фильме снимались Николай Караченцов и Владимир Головин.

Беглецы (Les fugitifs) 1986


Жерар Депардье и Пьер Ришар – комедийный дуэт мечты. Те самые, французские, знакомые с детства комедии, в равной степени смешные и трогательные. С Депардье-Ришаром их было целых три (можно также вспомнить “Невезучие” и “Папаши”). Герой Депардье выходит из тюрьмы и решает начать новую, честную жизнь. А доведенный до отчаяния честный человек (Ришар) решает ограбить банк. По совпадению, позволившему начать историю, именно в этом банке решает открыть счет герой Депардье. В итоге, Ришар берет Депардье в заложники и убегает от полиции, окружившей банк. Но полиция думает, что в заложниках герой Ришара, поскольку репутация персонажа Депардье говорит сама за себя…

Замечательная музыка Владимира Косма.


Игрушка (Le jouet) 1976


Если в советском кино за комедии с грустной составляющей отвечал Эльдар Рязанов, то во французском кинематографе за это был назначен ответственным Пьер Ришар. В “Игрушке” под знакомую с детства музыку Владимира Косма разворачивается история, которая одновременно вызывает и смех, и слезы (ну, не так как в “Белый Бим Черное ухо”, конечно, но все же). Сын миллионера в магазине покупает в качестве игрушки героя Пьера Ришара. Это выходит случайно, но папа решает удовлетворить прихоть сына и договаривается с журналистом (Ришар), чтобы тот жил в их доме и развлекал наследника. Все начинается с игр, но постепенно приходит к обсуждению куда более серьезных вещей…


Мимино 1977


В списке должно было быть больше фильмов Георгия Данелия, но мы просто не хотели делать список безразмерным. Роль-визитка Вахтанга Кикабидзе. Одна из лучших ролей Фрунзика Мкртчяна. Грузинский пилот перебирается в Москву, встречает девушку своей мечты и пытается влиться в столичную жизнь. Но попасть на работу и объясниться с девушкой сложнее, чем кажется. В большом городе свои обычаи и особенности. Классическая комедия о столкновении культур, мировосприятий, мироощущений.


ДМБ 2000


В 90-х и начале 2000-х в постсоветском кинематографе царило уныние. Нет, разумеется, время от времени снимали что-то хорошее, но в целом, кино только начинало восстанавливаться, равно как и экономика бывших советских республик. Особенно тяжело пришлось комедиям: основным поставщиком контента выступал Анатолий Эйрамджан, который снимал много и часто, но не слишком качественно (просто чтобы не обижать покойного). Проблеском надежды в конце 90-х выступила банда единомышленников под предводительством Романа Качанова и тогда еще не впавшего в православие и слабоумие Ивана Охлобыстина. Качанов был режиссером, над сценарием работали они вдвоем с Охлобыстиным.

В “ДМБ” трое новобранцев попадают в армию не по своей воле. Один скрывается от бандитов, второй от уголовной ответственности за пожар на заводе, а третьего просто выгнали из вуза за то, что он спал с женой преподавателя. Но боевой дух у ребят не опускается, несмотря на все сложности службы.

Характерной особенностью стиля Качанова является безэмоциональность произнесения диалогов. Причем, менее смешными они от этого не становятся. И если только вы в состоянии принять черноватый налет на юморе “ДМБ” – этот фильм заставит вас смеятся практически без остановки.

Помимо свежей (на тот момент) крови в ленте также поучаствовали ветераны актерского цеха – Виктор Павлов, Сергей Арцибашев, Александр Белявский, Юозас Будрайтис. В эпизоде также снялся композитор Владимир Шаинский.

Мама не горюй 1997


Та же бодрая компания, которая делала “ДМБ”. И первая звездная роль Гоши Куценко (и, да простят нас его поклонники, пока единственная стоящая). Еще один актер, по сути, обязанный фильму дальнейшей успешной карьерой – Андрей Панин (который появляется в очень небольшом, но сочном эпизоде).

Морячок устраивает переполох в городе – на собственной свадьбе сильно повредил бандита. Теперь бандиты ищут его по всему городу, но каждый раз он ускользает от все новых и новых персонажей. Яркая палитра типажей 90-х – бригадные, торчки, проститутки, школьницы, которые хотят уколоться в первый раз, романтическая интеллигенция, менты и простые мужики. Это очень смешное и очень правильное кино. В первую очередь, потому что это прекрасный, почти фотографический слепок эпохи.


Самолетом, поездом, машиной (Planes, Trains & Automobiles) 1987


Два актера, которые уже встречались в списке выше – Стив Мартин и Джон Кэнди – теперь в одном фильме. И им обоим нужно добраться до пункта назначения во что бы то ни стало. И хотя они едут вместе, пытаясь друг другу помочь, во многом они – главное препятствие в путешествии.

Все это идеально смотреть в гнусавом “кассетном” переводе времен видеосалонов.


Даун Хаус 2000


Еще одна работа компании под руководством Качанова и Охлобыстина. Лучшая роль Федора Бондарчука. Шикарный Юозас Будрайтис в небольшой роли. Вольное переложение “Идиота” Достоевского на наше время, обильно приправленное черным юмором. Фарс, как он есть. Очень стильно и смешно.


Поменяться местами (Trading Places) 1983


Дэн Эйкройд и Эдди Мерфи меняются местами по прихоти двух богачей, заключивших дурацкое пари на доллар. Теперь респектабельный бизнесмен (Эйкройд) опускается на самое дно, а парень с улицы (Мерфи) крутится в высших финансовых кругах. Но когда оба узнают о причинах таких изменений, они решают мстить…

В фильме также снялась Джейми Ли Кертис.

Афоня 1975


Мы сказали, что поставили бы больше фильмов Георгия Данелии, но это не значит, что забыли про “Афоню”. Герой Леонида Куравлева опускается на дно по банальной причине: он пьет. От него уходит жена, у него проблемы на работе, но все равно находятся люди, которые хотят ему помочь. И даже прекрасная девушка, которая в него влюбляется. Вот только сумеет ли раздолбай и алкоголик этим воспользоваться?

Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Борислав Брондуков, Евгения Симонова и многие другие замечательные актеры.

О чем говорят мужчины 2010


Да, мы в курсе, что это попса, мэйнстрим и навязшая в зубах компания самоучек-драматургов. Но согласитесь, что несмотря на все критические стрелы, это действительно очень смешное кино. И, что очень важно, многие переживания героев, ситуации в их жизни, поступки до боли знакомы каждому из нас. “Квартет И” долго шел к своим сольным фильмам, и после “Дня выборов” и “Дня радио” создал, пожалуй, самый свой зрелый (на текущий момент) проект. А потом и его продолжение (впрочем, наверно, уже не такое смешное и искреннее, хотя все равно стоящее).


Служебный роман 1977


Наверно, нет смысла описывать фильм, который все видели уже раз по двадцать. Отметим лишь, что по комментариям многих коллег, у Алисы Фрейндлих, играющей главную женскую роль, совершенно нет чувства юмора. Это просто удивительный размер таланта, сыграть такую комедийную роль, не обладая им (если, конечно, слухи правдивы).

Режиссер – Эльдар Рязанов. В ролях – весь цвет кино 70-х и 80-х.

Эйс Вентура: Розыск домашних животных (Ace Ventura: Pet Detective) 1993


Широкая известность Джима Керри стартовала здесь. Именно роль громкого и бесстрашного детектива по розыску домашних животных показала миру, какие невероятные вещи может делать актер со своим лицом. Несмотря на то, что именно мимические способности Керри на первом плане, стоит отметить, что фильм переполнен действительно смешными шутками (пусть часто и не самого высокого толка).


Всегда говори «да» (Yes Man) 2008


Через 15 лет Джим Керри уже не так много кривляется в кадре – и что удивительно, менее смешным это фильм не делает. История о том, как для изменения своей жизни персонажу Керри пришлось выучить лишь одно короткое слово: “Да”. Правда, дополнительным обстоятельством стало то, что он должен был говорить это слово в любой ситуации. Что, как вы понимаете, приводит к очень забавным последствиям.

Мальчишник в Вегасе (The Hangover) 2009


Комедия, которая разогнала карьеры сразу двух талантливых актеров – Брэдли Купера и Зака Галифианакиса. Трое друзей просыпаются после мальчишника и понимают, что ничего не помнят о прошедшей ночи. Хуже того – жених пропал. А свадьба уже вот-вот начнется. В отчаянной попытке восстановить историю мальчишника они бегают по всему городу, встречаясь с мафией, и даже с Майком Тайсоном. Банальная сюжетная линия не помешала сделать по-настоящему смешную комедию, к которой позже сняли два удачных продолжения.

Полицейская академия (Police Academy) 1984


Несомненно, сейчас шутки из “Полицейской академии” не выглядят столь же сногсшибательными, как в то время, когда тебе было десять. И все же, это по-прежнему смешно. Очень. Противостояние Лассарда и Харриса, Махоуни, гигант Хайтауэр, чудаковатый здоровяк Тэклберри, имитатор всех звуков в мире Джонс и еще большее количество забавных и фриковатых персонажей из последующих семи частей, действие одной из которых происходит в Москве.

Кроме того, в серии отметились такие актеры как Стив Гуттенберг, Ким Кэттролл (она же Саманта из “Секс и город”), Шэрон Стоун (да, в четвертой части), Рон Перлман, Клэр Форлани и даже Кристофер Ли.

Лжец, лжец (Liar Liar) 1997


Маленький мальчик загадывает одно сокровенное желание: чтобы его папа перестал врать. И оно исполняется. Проблема лишь в том, что папа работает адвокатом, а потому теперь ему будет крайне тяжело работать, да и попросту жить. Представляете, что бы было, если бы все начали говорить то, что они по-настоящему думают? Именно это и происходит с персонажем Джима Керри в “Лжец, лжец”. Это был тот самый момент, когда казалось, что невероятные кривляния Джима уже никого не удивляют и начинают надоедать. Но, то ли толковый сценарий, то ли большое количество действительно смешных шуток, сделало этот фильм комедийным хитом.

Смерть ей к лицу (Death Becomes Her) 1992


По нашему скромному мнению, лучшая роль Брюса Уиллиса. Компанию ему составили монстры актерского цеха, комедийного – Голди Хоун, и драматического – Мерил Стрип. Небольшая, но запоминающаяся роль Изабеллы Росселлини. И, наконец, причина того, что это кино стало шедевром – режиссер Роберт Земекис.

Как из обрюзгшей, разжиревшей и потерявшей мотивации бабищи снова стать юной красоткой? Это можно, если купить эликсир бессмертия у одной предприимчивой дамы. Но какие могут быть побочные эффекты? Это предстоит узнать непримиримым соперницам (Стрип и Хоун) в борьбе за мужчину своей мечты (Уиллис). По-настоящему тонкая, изобретательная и очень смешная комедия с прекрасным драматическим подтекстом.

Майор Пэйн (Major Payne) 1995


“Хочешь я расскажу тебе историю про паровозик который смог?” – все, больше даже ничего не будем рассказывать. Что тут говорить, этот фильм в этой статье только из-за этой истории.

Безжалостные люди (Ruthless People) 1986


Дэнни Де Вито и Бэтт Мидлер на пике своей комедийной формы. Де Вито хочет избавиться от своей богатенькой жены, а тут ее удачно похищают с целью выкупа. Герой Де Вито думает, что дело в шляпе – осталось только не заплатить, и жена мертва. Но так уж получилось, что похитили ее “безжалостные люди”, незадачливая молодая пара, которая отчаянно пытается быть жестокой ради собственного блага. Тут-то им жена (Миддлер) сладкую жизнь и устроит…

Всемирная история, часть 1 (History of the World: Part I) 1981


Снова Мел Брукс. Шутка есть уже в названии – “часть 1″. Никакой второй части нет и не планировалось. Фильм состоит из нескольких эпизодов разных исторических отрезков – римская империя, каменный век, испанская инквизиция, французская революция и, конечно же, библейские истории. Надо ли говорить, что никаких авторитетов и запретных тем для Мела Брукса в этом фильме нет.

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика 1967


Было бы странно, если бы не вставили эту комедию Леонида Гайдая в наш список. Поэтому мы ее вставили.

Немое кино (Silent Movie) 1976


В 1976 году Мел Брукс снимает полностью немое кино, единственное слово в котором произносит француский мим Марсель Марсо. И это просто грандиозно смешной фильм. У нас все.

Сержант Билко (Sgt. Bilko) 1996


Стив Мартин в роли сержанта, который хорошо обустроился в армии: можно даже сказать, что он построил свою армию, с блэкджеком и шлюхами (в самом фильме только блэкджек, казино, бар и еще масса развлечений, но шлюх нет). Впрочем, веселья хватает и без них. И тут, на беду, присылают новое начальство, которое сержант Билко когда-то очень сильно обидил. Теперь придется отвечать за грехи молодости. Или нет?

Мертвые пледов не носят (Dead Men Don’t Wear Plaid) 1982


Как вы уже поняли, опять Стив Мартин, и опять смешная комедия. Уникальность же ее в том, что помимо того, что это в принципе пародия на нуарные детективы 40-х и 50-х годов, в ленте использованы фрагменты из двадцати фильмов тех времен. Они смонтированы таким образом, чтобы диалоги сочетались с тем, что говорят современные актеры, и это не нарушало ход сюжетной линии фильма.

Стив Мартин выступил сценаристом, а режиссером (и исполнителем одной из главных ролей) стал Карл Райнер (это Сол из “11 друзей Оушена”, если что).

Большая прогулка (La grande vadrouille) 1966


Мы почти закончили, но не упомянули ни одного фильма с Луи Де Фюнесом. И это было бы совершенно несправедливо, учитывая его комедийное наследие. Серия о жандарме из Сан-Тропе, все же, немного устарела; “Фантомас”, разумеется, комедия, но все же отчасти и детектив, и мистика (кстати, если хотите оценить некомедийную сторону экранизации романов Марселя Аллена и Пьера Сувестра, посмотрите мини-сериал 1979 года совместного производства Франции и Германии, в котором режиссерами выступили Хуан Луис Бунюэль и Клод Шаброль); а вот “Большая прогулка” – то, что надо.

В оккупированном Париже несколько неравнодушных людей помогают экипажу сбитого бомбардировщика скрываться от нацистов. Благородная миссия требует немалой изобретательности, а по ходу событий приводит к массе смешных событий.

Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар (Jay and Silent Bob Strike Back) 2001


Мы не могли не упомянуть этот фильм. “Догма” хоть и комедийный, но все же несколько более глубокий, а вот “Наносят ответный удар” – это чистая черная комедия, в которой нет правил, кроме одного. И правило это: быть смешной. Пусть даже юмор черный, местами очень ниже пояса, много мата, много сексистских и прочих нелицеприятных высказываний. Зато много веселья и приглашенных звезд: Бен Аффлек, Уил Феррелл, Крис Рок, Джордж Карлин, Уэс Крэйвен, Марк Хэмилл (да-да, тот самый Люк Скайуокер) и Мэтт Дэймон.

*************************************

И напоследок, есть место для фильма вне конкурсной программы, так сказать. И это…

Ирония судьбы, или С лёгким паром! 1975



Вне списка эта замечательная комедия просто потому, что несмотря на все свои достоинства и легендарный статус, она необратимо достала ВСЕХ. Не упомянуть эту пострясающую ленту Эльдара Рязанова мы не могли. Но и не отметить, что за последние 40 новогодних ночей она изрядно задолбала, тоже было бы неверно. Поэтому “Ирония судьбы” на своем особом исключительном месте. Пойдем, пересмотрим, кстати.

В 2007 году Тимур Бекмамбетов снял продолжение с Хабенским, Безруковым и Боярской, и оно получилось не достаточно плохим. И, естественно, не тянет на уровень первого фильма. И уж точно не транслируется каждого 31 декабря и 1 января.


Коментарі

social

Популярні публікації